Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГригорий Вереитинов
1 Презентация урока литературы «Улица Мандельштама». Художественный мир поэта в его стихотворениях о Петербурге». Учитель Борисова Лилия Антоновна, МОУ «Каменногорская средняя общеобразовательная школа» Выборгского района Ленинградской области 2011 г.
2 Замысел урока. Урок задуман как урок, совмещающий изучение жизни и творчества О.Э.Мандельштама, краеведческий компонент, анализ стихотворного текста и изучение художественного мира стихотворения. Одна из целей урока – вызвать интерес к истории Выборга, к жизни О.Э.Мандельштама
3 Урок входит в систему уроков литературы в 11 классе, в раздел «Серебряный век русской литературы». По структуре это урок обучающего анализа поэтического текста. Урок связан с предыдущими уроками, на которых изучались история, жанровые особенности поэзии «серебряного века» в 11 классе, с уроками, посвящёнными анализу стихотворений, в 5-10 классах; предшествующий урок был посвящён жизни и творчеству Н.С.Гумилёва, чья поэзия и судьба связаны с поэзией и судьбой О.Э.Мандельштама.
4 Оформление доски «Улица Мандельштама». Художественный мир Мандельштама в его стихотворениях о Петербурге 1.Хронотоп (пространство и время) 2.Персонажи, сюжет 3.Звук и цвет 4.Отношения между миром и человеком мирчеловек
5 I. Создание эмоционального фона урока «Поэзию уважают только у нас – за неё убивают…» О.Э.Мандельштам
6 II. Сообщение цели урока. Домашнее задание «Вы, с квадратными окошками, невысокие дома…»(1924) «На мёртвых ресницах Исаакий замёрз…»(1935) Каковы взаимоотношения между человеком и миром в этих стихотворениях?
7 «Шум времени» Очерк «Финляндия»
8 V. Художественный мир стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» Помоги, Господь, эту жизнь прожить, Я за жизнь боюсь, за твою рабу… В Петербурге жить – словно спать в гробу…
9 Стихотворение написано в 1930 году. Каким видит поэт этот город? Каким он видит себя в этом городе? Ход анализа Как вы можете определить время и пространство? Каковы внешние приметы города? Кто живёт в этом городе? Как относится к ним лирический герой? Какие слова мы можем назвать ключевыми? Какое настроение создаётся этими словами? Какими звуками сопровождается описание города? Какие краски использует поэт, рисуя город?
10 Что же делает лирический герой в этом городе? Каковы взаимоотношения между миром и человеком? Что же придаёт ему силы противостоять этому страшному миру? В чём разница между Петербургом и Ленинградом? Мы выходим на важную позицию роли художника в обществе. Какова позиция Мандельштама?
11 VI. Завершение урока Осип Мандельштам предвидел свою смерть. Прошло более полувека, его город снова называется Петербургом. Ни в Петербурге, ни в Выборге нет улицы, о которой он писал в шуточном стихотворении 1935 года: Это какая улица? Улица Мандельштама. Что за фамилия чертова - Как ее ни вывертывай, Криво звучит, а не прямо. Мало в нем было линейного, Нрава он был не лилейного, И потому эта улица, Или, верней, эта яма Так и зовется по имени Этого Мандельштама...
12 Но остался необыкновенный мир поэзии Мандельштама, мир, который не смогли уничтожить ни время, ни репрессии, ни запреты. Этот мир существует и сейчас. Послушайте песню, созданную в 70-х годах XX века. Что изменилось в тексте и в настроении? Почему?
13 Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и «соразмышления» с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли поэта, учить эмоциональной отзывчивости, ассоциативному, образному мышлению, эстетической реакции на художественное слово. «В поэзии важно только исполняющее понимание – отнюдь не пассивное, не воспроизводящее и не показывающее» О.Э.Мандельштам
14 Изучение художественного мира произведения впоследствии используется на многих уроках литературы, умение анализировать текст требует постоянной работы обучающихся с текстом. Поэзия и судьба О.Э.Мандельштама связаны с поэзией и судьбой А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой. Жизнь, судьба, поэзия О.Э.Мандельштама могут служить предметом исследования на уроках истории, обществознания, МХК.
15 Предложенная форма занятия и тип урока были выбраны в связи с важностью краеведческого компонента в воспитании и обучении школьников, особой ролью фигуры О.Э.Мандельштама в русской литературе, наличием интересного иллюстративного материала, возможностью провести анализ текста в доступной, интересной форме, эмоционально воздействовать на учеников.
16 Результаты урока: 1.Ученики открыли для себя художественный мир очерка и стихотворения О.Э.Мандельштама, познакомились с жизнью и творчеством поэта 2.Усовершенствовали умения и навыки анализа художественного текста 3.Исследовали информацию о жизни поэта в Выборге (краеведческий компонент)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.