Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАльбина Петрина
1 Полякова Наталья Петровна МОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа Жизнь на уроке должна стать подлинной (МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ)
2 В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. 2
3 Ключевые вопросы Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом? Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать)? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузке учебного материала? Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с качественной подготовкой к ЕГЭ? Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе? Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов? 3
4 СЛОВАРЬСЛОВАРЬ Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмах и методах познания (когнитивных умениях). Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. Метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. 4
5 Метапредмет учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. В основе метапредмета лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. 5
6 Содержание образования 6 Предметный уровень Метапредметный уровень Предметный уровень Метадеятельность (мыследеятельность ) Метазнания Метаспособы
7 МЕТАПРЕДМЕТЫМЕТАПРЕДМЕТЫ Учимся техникам и способам мышления 7 Предметный материал Решение предметных задач Запоминание определений Полипредметный материал Формирование способностей
8 Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. 8
9 Уровни интеграции содержания учебного материала Высший Внутрипредметный Общий 9
10 Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения: развивающего обучения; критического мышления; ТРИЗ (АРИЗ); технологического компонента личностно- ориентированного урока; общеучебных умений и навыков (ремейк-программа Пономаревой) и др. 10
11 11 Ю.В. Громыко Директор НИИ ИСРОО
12 12 Выдающийся российский психолог В.В. Давыдов – основатель деятельностного подхода в отечественном образовании.
13 МЕТАПРЕДМЕТЫМЕТАПРЕДМЕТЫЗНАНИЕ ЗНАК ПРОБЛЕМА ЗАДАЧА 13
14 В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. В рамках метапредмета «Знание» у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Метапредмет «Проблема» задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов. Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач. 14
15 Разработка надпредметных программ «Основы проектной деятельности» «Книга» (обучение эффективному чтению и выбору книг) «Дискуссия» «Грамотный покупатель» «Дом» (как использовать школьные знания в домашних делах) «Первая помощь» «Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции) «Как стать успешным» «Культура познания» "Факт" "Исследование" и пр. 15
16 Новые требования к профессиональной успешности 16 Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития.
17 Особенности метапредметного типа интеграции содержания образования 17
18 Передача учащимся не просто знаний, а способов работы со знаниями. 18
19 Работа со способом 19 Если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему для решения подобную задачу, но уже из химии или физики.
20 Работа с понятием 20 В.И. Ульянов-Ленин О.Э. Мандельштам ПЛАТОН
21 Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета 21
22 Ориентация на развитие у школьников базовых способностей 22 Мышление Воображение Целеполагание Понимание Идеирование Действие
23 Новаторство в разработке и использовании методических приёмов 23 Неделя метапредметного осознания Рефлексивные остановки Выстраивание личной учебной стратегии Коллективная игра в мыслительный эксперимент
24 24 Значение метапредметного подхода в образовании… состоит в том, что он позволяет сохранить и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения…
25 25 …вбирая лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы… …и открывает новые перспективы развития формы учебного предмета и учебного занятия.
26 Подробнее о метапредметах и метапредметном подходе
27 Список литературы для подготовки «Метапредметного занятия» 1. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших клас-сов. М., Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико- практическое руководство по ос-воению высших образцов педагогического искусства). Минск, Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. / Учебное пособие для учащихся старших классов. М.: Пушкинский институт, Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. М., Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М., Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся классов. М., Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М.,
28 Cайты Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования nii.smdp.ru Центра инструкционного дизайна eduscen.ru Сети мыследеятельностной педагогики mdp-net.ru 28
29 29 Желаю вам радости новых открытий!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.