Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТимур Пожарский
1 МОУ СОШ 2 имени С.И. Руденко поселка Монино Педсовет: "Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути преодоления" 2011 г.
2 «Урок это помощь. Кому-то скорая, кому-то неотложная...» Ильин Е.Н «Педагогика - это неблагодарная профессия, все успехи которой можно приписать природе, оставив педагога отдуваться за все неудачи подопечных». В. Кротов «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания». «Если ученик становится безразличным к оценке или относится к собственной неуспешности со злобой, то за этим стоит наше педагогическое безразличие или бессилие». Лизинский В.М. «Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой сис темой мер по ее дальнейшему предотвращению». Лизинский В.М. «Учителя, рассматривающие свою работу не как искусство, науку и творчество, а как ремесло, за которое можно получить некое жалкое количество дензнаков, достаточно быстро становятся безразличными к судьбам учеников». Лизинский В.М.
3 Причины неуспеваемости Внутренние по отношению к школьникуВнешние по отношению к школьнику недостатки биологичес кого развития: Недостатки психического развития личности: Недостатки воспитанности личности: Недостатки образования личности: Недостатки опыта влияний школы: Недостатки влияния внешкольной среды: а) дефекты органов чувств; б) соматическая ослабленнос ть; в) особенно сти выс шей нервной деятельно сти, отри цательно влияющие на учение; г) психопато логические отклонения а) слабое развитие эмоциональной сферы личности; б) слабое развитие воли; в) отсутствие положи тельных познава тельных интересов, мотивов, потребно стей а) недостатки в раз витии моральных качеств личности б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллекти ву, семье и пр. в) недостатки в трудовой воспитан ности а) пробелы в знаниях и специальных умениях; б) пробелы в навыках учебного труда а) недостатки про цесса обучения, учебных пособий и пр.; б) недостатки воспи тательных влияний школы (учителей, коллектива уча щихся и ДР) а) недостатки влияний семьи; б) недостатки влияний свер стников; в) недостатки влияний культурно- производственног о окружения
4 Профилактика неуспеваемости Этапы урокаАкценты в обучении 1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания 2. При изложении нового материала Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал 3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль 4. При организации самостоятельной вне класса Обеспечить в ходе домашней работы повторение работы пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников
5 Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости 1-я группа Посредством содержания (содержательные) 2-я группа Посредством организации деятельности (организационные) 3-я группа Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отно шения, внимания (социально- психологический 1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения: а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный); б) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); в) деловой; г) необычный 2. Использование, показ, подчеркивание элементов, привлекательных сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность (простота, доступность); в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы 3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами 4. Показ значимости знаний, умений: а) общественной; б) личностной 5. Межпредметные связи 1. Целевая установка не работу, ее краткая характеристика, постановка задач 2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме; развернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные 3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий) 4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия), игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой) 5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи 6. Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям 7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий 1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся 2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения 3. Проявление учителем собственных качеств данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. 4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)
6 Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников Этапы работы Формируемые отношения 1 этап2 этап3 этап4 этап Отношение к со- держанию учебного материала Наиболее лег- кий занимательный материал независимо от его важности, значимости Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого Существенный, важный, но непривлекательный материал Отношение к процессу учения (усвоение знаний) Действует учитель - ученик только воспринимает Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса Ученик действует самостоятельно Отношение к себе, своим силам Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий Поощрение успеха к работе, требующей некоторых усилий Поощрение успеха в работе, требующей значимых усилий Отношение к учителю (коллективу) Подчеркнутая объективность, нейтралитет Доброжелательность, внимание, личное расположение, ПОМОЩЬ, чувствие Использование суждения наряду с доброжелательнос тью, помощью и др.
7 Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке Этапы урокаВиды помощи в учении В процессе контроля за подготовленно стью учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником В ходе самостоятельн ой работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее Напоминание приема и способа выполнения задания Указание на необходимость актуализировать та или иное правило Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления При организации самостоятельн ой работы Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа Более подробное объяснение последовательности выполнения задания Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.