Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАльбина Веденеева
1 Педагогическая ситуация
2 Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога. Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.
3 по месту возникновения и протекания ( на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т. д.); по степени проективности ( преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные ); по степени оригинальности ( стандартные, нестандартные, оригинальные ); по степени управляемости ( жестко заданные, неуправляемые, управляемые ); по участникам ( студент - студент, студент - преподаватель и т. д.); по заложенным противоречиям ( конфликтные, бесконфликтные, критические ); по содержанию ( учебные, создаваемые в целях обучения ): проблемные, политехнические, производственно - технические. Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер ( ситуации общения ). по характеру ( дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные ).
4 ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия. Способы создания проблемных ситуаций : побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов ; широкое использование жизненных ситуаций и прошлого опыта студентов ; поиск условий использования результата выполнения проблемного задания ; побуждение к анализу, синтезу, обобщению, систематизации и другим мыслительным операциям ; выдвижение предположений ; знакомство с фактами, якобы необъяснимыми и т. д. На всем этом строится технология обучения.
5 Этапы работы с проблемными ситуациями : поиск или постановка проблемы ; ее восприятие учащимися ; анализ для выявления противоречия ; анализ для выявления знания или незнания ; выдвижение гипотезы как предположительного решения ; решение как проверка гипотезы ; перепроверка правильности полученного результата.
6 Технология развивающего обучения предусматривает включение проблемных ситуаций в урок, в каждый момент его протекания : проблемная ситуация может предшествовать объяснению нового материала, входить в него, заключать его, входить в опрос, домашнее задание, закрепление, контроль. Отсюда и названия : проблемное изложение, проблемный контроль, проблемный опрос.
7 Политехнические ситуации строятся на политехнических знаниях и умениях. Они всегда связаны с техникой, технологией, трудовыми процессами и выражают отношение учащихся ко всему перечисленному. Политехнические знания охватывают социальные, технические, технологические, экономические аспекты. Политехнические ситуации возникают, как правило, при выявлении противоречий отдельных сторон техники и технологии, при раскрытии научных и конструкторских основ различных объектов производства. Политехнические ситуации обладают высокой информативностью. Они способны повысить активность учащихся в освоении профессии.
8 Производственно - технические ситуации - способствуют профессиональному становлению будущих специалистов. Они схожи с политехническими ситуациями, но разница заключается в том, что они возникают непосредственно в процессе труда из его конкретных проблем. В каждой такой ситуации представлены и технический объект, и познающий его учащийся, и педагог, в ней есть и фактор новизны. Они имитируют динамическую систему взаимодействия специалиста с техническим объектом. Главное назначение этих ситуаций в учебном процессе - формировать у студентов политехническую ориентацию.
9 Проектирование педагогических ситуаций - процесс " подгонки " педагогического процесса под конкретных людей, оперативного учета реальной обстановки в ее мельчайших звеньях. Ситуация - это фрагмент действий педагога и учащихся в определенных условиях. Это ситуация затруднения, познавательная конфликтная ситуация. Она активизирует учебную деятельность, повышает познавательную активность учащихся, интерес к обучению.
10 Проблемность в обучении - самое главное, что помогает поднять качество обучения, пробудить интерес у учащихся, улучшить понимание ими материала, облегчить его запоминание. Типы проблемных ситуаций : 1 тип - учащиеся не знают способа решения задачи ( задания ), не могут ответить на проблемный вопрос - нет знаний. Это ситуации, построенные на незнании или недостаточности знаний у учащихся для объяснения нового факта ; 2 тип - учащиеся поставлены в новые условия решения задачи ( задания, вопроса ), а располагают лишь старыми знаниями, т. е. ситуации, в которых ранее полученные знания применяются в новых условиях ; 3 тип - у учащихся возникают противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа ; 4 тип - у учащихся возникают противоречия между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием знаний для его теоретического обоснования. При разрешении педагогических вопросов, задач, заданий у учащихся непременно возникает состояние интеллектуального затруднения. Препятствие для хода мысли - это и есть проблемная ситуация.
11 Проектирование ситуаций - осуществляется мысленно, в виде методических карточек обеспечения занятия, в форме конспекта занятия поэтапно : I этап - актуализация знаний. Сюда включаются ситуации, полностью базирующиеся на ранее усвоенном материале, формирующие новые понятия, обобщенные выводы и суждения. На первом этапе ставится проблема и анализируются условия ее разрешения. II этап - формирование новых понятий и способов действия ( включаются любые ситуации ). На втором - отыскиваются источники и способы разрешения проблемы, происходит ее разрешение. III этап - формирование умений и навыков, т. е. этап применения знаний ( ситуации обобщения знаний, обобщения способов взаимодействия с техническими объектами ). На третьем этапе получается результат и проводится анализ правильности разрешения проблемы. Проектируя ситуацию, нужно определить место, время, способ создания педагогической ситуации, установить участников взаимодействия, сформулировать противоречия и проблему. Постановка и решение проблемы сливается в один процесс. При проектировании педагогических ситуаций нужен системный подход. Создавать следует не отдельную ситуацию, а комплексы ситуаций, в работе применять системы педагогических ситуаций.
12 Главные правила создания педагогических ситуаций : - не навредите учащемуся, не провоцируйте проявление негативных качеств личности, отношений ; - создавайте позитивные, стимулирующие воспитательные отношения с ориентацией на учащегося ; - не проектируйте жестко каждый шаг, мысли, чувства учащихся и оставляйте " закрытые зоны ", предоставляяучащемуся самому решать часть проблем, оставляя за ним право на самостоятельность. Далеко не все ситуации можно и нужно проектировать. В педагогическом процессе всегда должно быть место для импровизации. Педагогическая импровизация - интуитивно - логический процесс создания и исполнения педагогически значимых элементов творческой деятельности. Стиль деятельности педагога является основой для зарождения индивидуальной педагогической системы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.