Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерия Языкова
1 ПОСПЕЛОВА Т.А., учитель русского языка и литературы, МОУ лицей 17, г. Кострома. Иван Александрович Гончаров «Обломов»
2 Опираясь на цитату, сформулируйте проблему урока. -Отчего же я такой? – почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, - П раво… и я бы тоже… хотел…что- нибудь такое…разве природа уж так обидела меня…да нет, слава богу…жаловаться нельзя…». И.А. Гончаров Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа? стал таким, каким он показан в начале романа? Проблема урока:
3 природа жизненный уклад в Обломовке детство воспитание
4 Что ПРИСУТСТВУЕТ ? Что ОТСУТСТВУЕТ? море высокие горы скалы пропасти дремучие леса дикие звери бури разрушения ДИКОЕУГРЮМОЕГРАНДИОЗНОЕТАИНСТВЕННОЕРОМАНТИЧНОЕ река невысокое небо отлогие холмы овраг мелкий кустарник коровы и овцы летние дожди МИРНОЕ ВЕСЁЛОЕ СКРОМНОЕ ДОБРОДУШНОЕ ПРОЗАИЧНОЕ
5 Суточный цикл утро полдень вечер Что общего? Солнце еще не высоко. В саду и на дворе образовались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну. Полдень знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжет траву. Тишина – все как будто в густой траве кто-то все храпит, как будто кто- нибудь завалится туда и спит сладким сном. А солнце уж опускалось за лес. Все смолкло... Река тоже присмирела; …стала неподвижно. ТИШИНАСОННЕПОДВИЖНОСТЬ
6 Годовой цикл весна зима ПРАВИЛЬНОНЕВОЗМУТИМО БЕЗ ПОТРЯСЕНИЙ лето осень
7 благословенный Богом уголок земли чудный край мирный уголок забытый всеми уголок
8 Обломовка С У Е В Е Р И Я С У Е В Е Р И Я СОН ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА РОДА ЕДА СМЫСЛ ЖИЗНИ СМЫСЛ ЖИЗНИ Н Р А В Ы Н Р А В Ы
9 ВСЕПОГЛОЩАЮЩИЙ НИЧЕМ НЕ ПОБЕДИМЫЙ ПОДОБИЕ СМЕРТИ
10 Символика сна СОН СОН ПОКОЙ ПОКОЙ ТИШИНА ТИШИНА ЖИЗНЬ СМЕРТЬ СМЕРТЬ Сонная Обломовка – это загробное царство, это абсолютный покой человека. Обломовка – это смерть. Вайль П., Генис А. Вайль П., Генис А.
11 ОБ ОБЕДЕ СОВЕЩАЛИСЬ ЦЕЛЫМ ДОМОМ ВСЯКИЙ СОВЕТ О ЕДЕ ОБСУЖИВАЛСЯ ОБСТОЯТЕЛЬНО ЗАБОТА О ПИЩЕ – ПЕРВАЯ И ГЛАВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЗАБОТА
12 КУЛЬТ ЕДЫ КУЛЬТ ЕДЫ
13 ТРИ ГЛАВНЫХ АКТА ЖИЗНИ: РОДИНЫ, СВАДЬБА, ПОХОРОНЫ ЖИЗНЬ ПО ЭТОЙ ПРОГРАММЕ ТЯНЕТСЯ БЕСПРЕРЫВНОЙ ОДНООБРАЗНОЙ ТКАНЬЮ, НЕЗАМЕТНО ОБРЫВАЯСЬ У МОГИЛЫ
14 ВЕРИЛИ ВСЕМУ: И ОБОРОТНЯМ, И МЕРТВЕЦАМ ТАК СИЛЬНА ВЕРА В ЧУДЕСНОЕ
15 ПРИВЯЗАННОСТЬ К ОДНОМУ МЕСТУ ЗАМКНУТОСТЬ ЗАМКНУТОСТЬ РАВНОДУШИЕ К ОСТАЛЬНОМУ МИРУ
16 ТРУД КАК НАКАЗАНИЕ НЕ СМУЩАЛИ СЕБЯ НРАВСТВЕННЫМИ ВОПРОСАМИ НОРМА ЖИЗНИ ПРЕПОДАНА РОДИТЕЛЯМИ ЖИЗНЬ КАК ПОКОЙНАЯ РЕКА ТЕКЛА МИМО НИХ ИДЕАЛ ПОКОЯ И БЕЗДЕЙСТВИЯ
17 Каким предстает Илюша Обломов в детстве? любопытный внимательный резвый весёлый мечтательный любящий сказки любознательный
18 «мать задавала себе и няньке задачу: выходить здоровенького ребенка, беречь от простуды, от глаза. Усердно хлопотать, чтобы дитя было всегда весело и кушало много» любовь «начали осыпать его ласками и поцелуями» «став на колени и обняв его одной рукой, мать подсказывала ему слова молитвы» опека чувство избранничества: Я другой «ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни» «мать…разговаривает о будущности Илюши, ставит его героем какой- нибудь созданной ею блистательной эпопеи….сулит ему золотые горы» иждивенчество В чем сущность обломовской системы воспитания? «начиналось кормление его булочками,сухариками сливочками » «Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как- нибудь подешевле, с разными хитростями…, учиться слегка, не до изнурения души и тела» Обломовское воспитание
19 Обломовка Уходящая РОССИЯ феодальный мир натурального хозяйства патриархальность и семейственность противостояние прогрессу оторванность от настоящей жизни ?
20 поэзия созерцательность мечтательность поиск смысла жизни лень паразитизм неподвижность Какие черты характерны для «обломовщины»? обломовщина
21 Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа? Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания. Нет никаких намеков на способность героя противостоять сложившемуся порядку жизни: более того, сами потенциальные задатки сопротивления среде (природная живость, любознательность) подавляются в ребенке воспитанием. Е.А.Краснощекова
22 Задание по выбору ТВОРЧЕСКОЕ: (письменное) Сочинение-миниатюра «Письмо к Обломову» Задание по выбору АНАЛИТИЧЕСКОЕ: (устное) 1.Выделить эпизоды, характеризующие Штольца (детство Штольца, его родители, взгляды взрослого Штольца на жизнь) попытаться определить их роль в раскрытии идейно- художественного содержания романа и образа Обломова. Обязательная часть. Перечитать ч. II гл. 1-4 романа «Обломов», учебник Сахарова В.И., Зинина С.А. «Литература 19в». с Домашнее задание Задание по выбору ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ: (письменное) В гл. «Сон Обломова» И.А.Гончаров использует элементы русской волшебной сказки. Какие? Зачем?
23 1) Вайль П., Генис А. Родная речь. –М., ) Гончаров И.А. Обломов: роман. – Екатеринбург: У-Фактория, ) Краснощекова Е. А. «Обломов» Гончарова И.А. – М: Худ. лит., ) Не бойся книги, школьник. Уроки петербургских словесников. – СПб.: САГА, Азбука-классика, ) Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19в. Учебник для 10 класса. – М.: Дрофа, ) Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях (12-19 вв.). Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Источники:
24 Иллюстрации: портрет Гончарова И.А. (слайд 1) Табаков О.П. в роли Обломова (слайд 2) Обломов (слайд 3) Шор. С. Обломов (слайд 9) Табаков О.П. в роли Обломова (слайд 12) Двор в Обломовке (слайд 15)
25 Табурин В. Детство Обломова (слайд 17) Скриншот из фильма Михалкова Н.С. Один день из жизни Обломова (слайд 18) Обломов (слайд 21) Фото из личного архива (слайд 7)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.