Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладислав Тюренков
1 Рыночная система: спрос и предложение 1. Рыночная система 2. Спрос и предложение 3. Равновесие спроса и предложения 4. Эластичность спроса и предложения
2 Субъекты и категории рынка ТОВАР – продукт труда, произведенный для удовлетворения потребностей, и переходящий в потребление в процессе обмена ПОКУПАТЕЛЬ – индивид, испытывающий потребность в товаре, приобретающий его в процессе обмена (владелец денег) ПРОДАВЕЦ – владелец товара, который обменивает его для целей получения выгоды ЦЕНА – оценка товара в деньгах ДЕНЬГИ – продукт исторического развития обмена, средство обращения и оценки товара (универсальный эквивалент)
3 Условия возникновения рынка РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА- в обществе происходит разделение индивидов, которые постоянно обеспечивают производство какой-то одной продукции и специализируются на ее выпуске ОБМЕН – явление постоянной взаимовыгодной передачи произведенных в обществе товаров и услуг для целей удовлетворения потребностей всех индивидов САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ АГЕНТОВ – обособленность хозяйствующих субъектов, которая способствует формированию личного интереса в результатах обмена и повышению эффективности производства
4 Функции рынка: Посредническая (рынок является посредником между покупателем и продавцом, производителем и потребителем); Ценообразующая (на рынке устанавливаются цены на товары и услуги); Информационная (рынок дает производителям сведения о вкусах и предпочтениях потребителей); Регулирующая (рынок указывает, что, как, где, для кого производить); Стимулирующая (благодаря свободному ценообразованию и свободе выбора предлагаемых товаров и услуг совершенствуется производство, уменьшаются затраты); Оздоравливающая (санирующая) (некачественные и ненужные товары уходят с рынка).
5 Формы рынков Безличный контакт Личный контакт Цены складываются в процессе купли-продажи Цены заранее установлены РесурсовТоваров и услуг МеждународныеНациональные Локальные
6 Трансакционные издержки (transaction costs) – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Включают в себя: Расходы связанные с поиском информации; Затраты на ведение переговоров; Работа по изменению свойств товара (услуги); Издержки по защите прав собственности.
7 СПРОС – способность покупателей приобретать товар при разных ценах Закон спроса – это обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Кривая спроса – это кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. 2. Спрос и предложение (demand & supply )
8 Кривая спроса P Q Price (P) – цена Quantity (Q) – количество Demand (D) - спрос D
9 Функция спроса – это функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Qd = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B) где Qd – спрос; P – цена; I – доход; Z – вкусы; W – ожидания; Psub – цена на товары-субституты; Pcom – цена на комплементарные товары; N – количество покупателей; B - прочие факторы.
10 Факторы, влияющие на спрос: 1. Изменение цены товара; 2. Увеличение (или сокращение) доходов потребителей; 3. Изменение вкусов и предпочтений; 4. Ценовые и дефицитные ожидания; 5. Колебание расходов на рекламу; 6. Изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров; 7. Рост (или уменьшение) количества покупателей.
11 Кривая спроса P Q 0 D Движение по кривой спроса ( изменение величины спроса ) D1 P 0 Q Сдвиг кривой спроса ( изменение спроса ) D2 D3
12 ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность производителей и продавцов предлагать к обмену товар при разных ценах Закон предложения – это прямая зависимость между ценой и количеством предполагаемого продукта. Кривая предложения – это кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. 2. Спрос и предложение (demand & supply )
13 Кривая предложения P Q Price (P) – цена Quantity (Q) – количество Supply (S) - предложение S
14 Функция предложения – это функция, определяющая предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Qs = f (P, Pr, K, T, N, B) где Qs – предложение; P – цена; Pr – цены ресурсов; K – характер применяемой технологии; T – налоги и субсидии; N – количество продавцов; B - прочие факторы.
15 Факторы, влияющие на предложение: 1. Изменение цены товара; 2. Цены факторов производства (ресурсов); 3. Технология; 4. Ценовые и дефицитные ожидания; 5. Размер налогов и субсидий; 6. Рост (или уменьшение) количества продавцов.
16 Кривая предложения P Q 0 S Движение по кривой предложения D1 P 0 Q Сдвиг кривой предложения D2 D3
17 Периоды времени в экономике Кратчайший период – все факторы производства постоянны. Краткосрочный период – некоторые факторы являются переменными(сырье, рабочая сила и др.). Долгосрочный период – все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.)
18 Кривая предложения в условиях кратчайшего рыночного периода P Q Повышение спроса приводит к повышению цен, но не отражается на величине предложения. 0 Sm D1 D2 Pm P0 Q0
19 Кривая предложения в условиях краткосрочного рыночного периода P Q Повышение спроса приводит к повышению цен и увеличению объемов производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства. 0 Ss D1 D2 Ps P0 Q0Qs
20 Кривая предложения в условиях долгосрочного рыночного периода P Q Повышение спроса приводит к повышению цен и росту предложения при постоянных ценах или несущественном изменении цен. 0 Sk D1 D2 P1 P0 Q0Q1 Sk1 Q2
21 Равновесная цена (equilibrium price)- цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. P Q В точке равновесия: PE = Ps = Pd. Это означает, что OE = Qs = Qd. 0 SD PE P1 QE Sk1 E Излишек Дефицит P2
22 Излишек потребителя, издержки и излишек производителя Q 0 Pe Pmin S D E QE Излишек потребителя = Излишек производителя = разница между МАКСИМАЛЬНОЙ ценой, кот. мог заплатить потребитель, и рыночной (равновесной) ценой разница между МИНИМАЛЬНОЙ ценой, по кот. мог продать производитель, и рыночной (равновесной) ценой Издержки производства
23 Концепции формирования равновесной цены P Q 1. по Л. Вальрасу 0 S D PE P1 QE E Избыток предложения P2 2. по А. Маршаллу Избыток спроса A L B K Q1Q2 S D E P2 PE P1 Q1QEQ2Q
24 Дефицит и излишек при государственном вмешательстве в ценообразование Q 0 P1 S Pmax D E Неденежные затраты: поиск товара, стояние в очереди и др. Законодательно установленный потолок цен Денежные затратыДефицит P2
25 4. Эластичность спроса и предложения Эластичность спроса показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. где Edp – эластичность спроса по цене, Δ Q/Q – относительное изменение спроса ΔP/P – относительное изменение цены.
26 Значения эластичности спроса Если Edp > 1, то спрос эластичный, т.е. спрос растет или падает быстрее цены. Если Edp < 1, то спрос неэластичный (жесткий), т.е. спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены. Если Edp = 0, то изменение цены не вызывает никакого изменения спроса. Если Edp = 1, то изменение цены вызывает аналогичное изменение спроса
27 Факторы, влияющие на эластичность спроса 1. Наличие товаров субститутов 2. Удельный вес товара в бюджете потребителя 3. Размер дохода 4. Качество товара: предмет роскоши или первой необходимости. 5. Размеры запаса 6. Ожидания потребителя
28 Перекрестная эластичность – это эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо Если Ex,y > 0, то это взаимозаменяемые блага. Если Ex,y < 0, то это взаимодополняемые блага.
29 Эластичность спроса по доходу – Если Ei < 0, то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, значит это низкокачественное благо. Если Ei > 0, то благо является нормальным. Если 0 < Ei < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, значит это базисное благо первой необходимости.
30 4. Эластичность спроса и предложения Эластичность предложения показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент. где Esp – эластичность предложения по цене, Δ Q/Q – относительное изменение спроса Δ P/P – относительное изменение цены.
31 Значения эластичности предложения В кратчайший период предложение совершенно неэластично (Es = 0), поэтому изменение спроса приводит лишь к изменению цен. В коротком периоде предложение более эластично. Изменение спроса приводит к изменению цен и объема предложения. В долгосрочном периоде предложение почти совершенно эластично, поэтому изменение спроса приводит к значительному изменению предложения при постоянных ценах.
32 Практическое значение теории эластичности P Q 0 S2S2 D S1S1 налог Платят потребители Избыточное налоговое бремя Платят производители Р1 Р2
33 Задачи на определение равновесной цены и объема производства Задача 1 Спрос и предложение товара описываются уравнениями: Qd = 600 – 25P Qs = P Найдите параметры равновесия на рынке данного товара
34 Задачи на определение равновесной цены и объема производства Задача 2. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: Qd = 2400 – 100P Qs = P Вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене
35 Задачи на определение равновесной цены и объема производства Задача 3. Если, заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 руб. за обед, то какие последствия такого решения (в модели предыдущей задачи)
36 Задачи на определение равновесной цены и объема производства Задача 4. В результате повышения цены на товар с 10 до 12 руб. объем спроса сокращается с 8 до 6 тыс. штук. Определить тип и коэффициент эластичности спроса по цене.
37 Тема: Роль цены в микроэкономических рыночных процессах.. Вопросы: 1. Теория предельной полезности. 2. Потребительский выбор. 3. Классификация видов потребительского спроса. 4. Понятие кривых безразличия. Бюджетное ограничение. 5. Эффект дохода. Эффект замещения. Парадокс Гиффена. Задание следующий семинар
38 Тема: Россия как участник ключевых мировых рынков Подготовить в срок до 21 октября 2013 года доклад по положению РФ на отдельном мировом рынке ( на Ваш выбор. Рынок в рамках группы не повторяется). В докладе описать: 1. Границы рынка, тип рыночной структуры, основных участников, порядок, место установления и динамику мировых цен. 2. Долю рынка РФ (динамика за 3-5 лет), основные российских экспортеров, основных контрагентов и конкурентов. 3. Сделать выводы о перспективах производителей РФ на исследуемом рынке. Индивидуальное домашнее задание 1
39 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.