Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИгорь Подколозин
1 МБОУ «Центр образования» г. Саров Нижегородской области Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфемика и словообразование» Учитель Михайлова Оксана Федоровна 2014 год
2 Цели: обобщение знаний учащихся о значимых частях слова (морфемах), способах словообразования и словообразовательных моделях; закрепление навыков ориентирования в основных способах словообразования и орфограммах, связанных с данным разделом лингвистики; обогащение лексики учащихся; воспитание интереса к изучению русского языка.
3 Словарная работа Узнайте слово по началу этимологической справки к нему и запишите слова. …лат. patria (патриа) …лат. trado (традо) …лат. festa (феста) …лат. plane (плане) …лат. litera (литера) …лат. porto (порто) …лат. milis (милис) …итал. soldo (сольдо)
4 Проверка: патриот традиция фестиваль планета планетарий литература милиция солдат портфель портмоне
6 Типы и способы словообразования Морфологические Суффиксальный Приставочный Приставочно- суффиксальный Безафиксный Сложение: слов с помощью соединительной гласной частей слов первых букв первых звуков Неморфологические Морфолого- синтаксический (переход из одной части речи в другую) Лексико- синтаксический (сращение) Лексико- семантический (распад многозначных слов на омонимы)
7 Главная часть в слове
8 Связанный корень
9 Связанные корни непременно выступают в сопровождении приставок или суффиксов
10 ОСНОВЫ Непроизводные (стена, веселый); Производные (стенка, невеселый); Производящие (лес –лесной, бегать – бег)
11 Разграничение морфемного и словообразовательного анализа Морфемный анализ 1.Определяем часть речи, устанавливаем, имеет ли оно формы словоизменения. 2.Выделяем основу и окончание. Определяем характер основы (членимая или нечленимая). 3.Выделяем морфемы в составе членимой основы и определяем их значение. Словообразовательны й анализ 1.Определяем, является слово производным или непроизводным. 2. Выделяем производящую основу и словообразовательный формант. 3.Определяем способ словообразования.
12 О и Ё (Е) после шипящих в разных морфемах Ё В корне, если есть чередование с е: шёлк (шелка) В суффиксах глаголов (раскорчёвывать), причастий (приглушённый), отглагольных прилагательных (мочёный) и существительных в суффиксе –ёр (стажёр), В окончаниях глаголов: печёшь, стережёт О В корне, если нет чередования с е: шорох В суффиксах существит., прилагательных, наречий под ударением: речонка, кумачовый, свежо, хорошо В окончаниях существительных и прилагательных под ударением: плащом, межой, большой
13 Проверка упражнения 1 Привычнее, присутствовала, преимущества, прекрасного, приготовить, пригласить, приятный, приправлена, применение, пригодиться, приспособить, превратить
14 Проверка упражнения 2
15 Спасибо!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.