Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВероника Тептина
1 Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у младших школьников с речевыми нарушениями Учитель-логопед МБОУ СОШ 7 г. Апатиты: Копина Любовь Викторовна
2 Чтобы научить ребенка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.
3 Правильное дыхание – основа звучащей речи Оно обеспечивает нормальное голосо и звукообразование Сохраняет плавность речи Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешению.
4 Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.
5 Физиологическое (жизненное) дыхание речевое дыхание Фазы: вдох – выдох - паузаФазы: вдох – пауза - выдох Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо Назначение: осуществление газового обмена Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики Вдох и выдох через носВдох и выдох через рот Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5) Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох Смена фаз дыхания однообразно- ритмическая В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет Основные различия
6 Для формирования правильного речевого выдоха у детей и коррекции нарушений звукопроизношения необходимо знать особенности участия воздушной струи при образовании разных звуков. Например, при образовании носовых звуков мягкое небо должно быть опущено, а воздух проходить через носовую полость. При поднятом мягком небе воздушная струя попадает только в ротовую полость и в результате этого носовые звуки произносятся искаженно.
7 При образовании свистящих и шипящих звуков воздушная струя в ротовой полости должна проходить длительно и плавно по средней линии широкого языка. Растекание воздуха по всему языку, утечка вбок искажает произнесение звуков.
8 При образовании согласных взрывных звуков требуется сильный мгновенный ротовой выдох. Слабый выдох не позволяет образовать эти звуки четко и правильно.
9 Для произнесения сонорных звуков наряду с выработкой подвижности кончика языка необходима достаточно сильная воздушная струя.
10 У детей, имеющих нецеленаправленный и слабый ротовой выдох, часто наблюдаются нарушение темпоритмической организации речи и различные нарушения звукопроизношения, поэтому с ними нужно обязательно проводить дыхательные упражнения.
11 Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения. Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания,выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
12 Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений, фраз.
13 І. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. « Цветочек ». « Одуванчик » « Узнай по запаху » « Свеча » ( « Задуй свечу » ) « Костер » ( « раздуть угасающий костер » ) « Чей пароход (паровоз) дольше гудит? » « Погрей руки » « Султанчик » « Листья шелестят » « Флажок » « Чья птичка дальше улетит » « Покатай карандаш». «Трубочка». «Бурлящая вода». «Пускание мыльных пузырей». «Снежинки летят». «Бабочки». «Кто спрятался за занавеской?» «Кто забьет больше голов?» «Загони машину в гараж»
14 ІІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков Цель : Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков. Инструкция к выполнению. Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.
15 ІІІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
16 ІV. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением слогов. V. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.
17 VІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале предложений, фраз Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным произнесением фразы.
18 Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями В пособии содержится игровой материал для проведения упражнений по развитию целенаправленного речевого выдоха (игровые поля с подвижными (отлетными) частями, закрепленными на нитях или частично приклеенными). Цель пособия помочь педагогу разнообразить коррекционную работу по формированию правильного дыхания у детей с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, темпоритмической организации речи, детьми, имеющими нецеленаправленный и слабый ротовой выдох.
19 «ПОДВОДНЫЙ МИР»
20 «ЛЕТНИЙ ЛУГ»
23 Для выработки правильного вдоха и выдоха используем прием ассоциации: «Сделай плавный вдох с удовольствием, как котик нюхает розу» « Понюхай, какой чай заварили» «Подуй на пар» «Покатай игрушку» Для равномерного плавного выдоха Упражнение «Фокус»
24 Постановка диафрагмального дыхания Человеку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Слушая инструкцию («Делай вдох так, чтобы игрушка поднялась, при выдохе она будет опускаться»), человек следит глазами за подниманием и опусканием игрушки, старается делать вдох животом. Затем игрушка заменяется ладонью, человек следит за движением диафрагмы с помощью руки (в положении лёжа, сидя, стоя).
25 Игра «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребенку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку
26 «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
27 Влияние правильного дыхания на организм
28 Дыхательные упражнения полезны и сами по себе, а кроме того, активизируют внимание, воспитывают быстроту и точность реакции, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.