Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнесса Ундакова
1 ЛЕКЦИЯ 8 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
2 План занятий 1.Философская система И. Канта 2.Философия И. Фихте 3.Философия Ф. Шеллинга
3 Иммануил Кант ( ) Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете ( ) «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете ( ) «Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете ( ) Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге Кёнигсберг
4 Иммануил Кант ( ) Всеобщая естественная история и теория неба (1755) Критика чистого разума (1781/1787) Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783) Основы метафизики нравственности (1785) Критика практического разума (1788) Основные сочинения
5 Критика практического разума Общий итог Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне.
6 Иммануил Кант ( ) Докритический период Создание космогонической теории Вопросы происхождения и развития солнечной системы История Земли и перспективы будущего развития
7 Иммануил Кант ( ) Критический период Проблемы возможности познания Новая «коперниканская революция» – преодоление эмпиризма и рационализма Предмет философии – специфика познающего субъекта Не субъект, познавая, открывает объективные законы, а наоборот, объект становится познаваемым по законам субъекта Учение о познании Критика чистого разума
8 Иммануил Кант ( ) Трансцендентальное (от лат. transcendens – выходящий за пределы) – это условия познаваемости объектов Смещение с объекта на субъект То, что вносит субъект в объект в процессе познавательного действа
9 Иммануил Кант ( ) Феномен – мир явлений Ноумен – умопостигаемый предмет «Вещь в себе» Агностицизм Канта – невозможность познания «вещи в себе»
10 Иммануил Кант ( ) Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения Аналитическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании логического подлежащего (субъекта). Синтетическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).
11 Отношение между содержанием субъекта и предиката аналитического суждения Отношение между содержанием субъекта и предиката синтетического суждения SS PP Иммануил Кант ( ) Аналитические и синтетические суждения
12 например «Всякое тело протяженно» Аналитические суждения Универсально Необходимо Не прибавляет новознания например «Всякое тело имеет вес» Синтетические суждения Сообщает о субъекте что-то новое наращивает знания Иммануил Кант ( ) Аналитические и синтетические суждения
13 Иммануил Кант ( ) Априорные и апостериорные суждения Априорное суждение – суждение, истинность которого устанавливается независимо от опыта. Апостериорное суждение (эмпирическое, опытное) – суждение, истинность которого удостоверена опытом.
14 Иммануил Кант ( ) Априорные синтетические суждения в математике Прямая кратчайшая линия между двумя точками. есть Форма величина не есть = 12
15 Иммануил Кант ( ) Главный вопрос «Критики чистого разума» - как возникает новое знание вне опыта, как возможны априорные синтетические суждения Как возможна математика ? Трансценденталь ная эстетика Априорные формы чувственности Как возможна математика ? Трансценденталь ная эстетика Априорные формы чувственности Как возможно естествознание ? Трансцендентальн ая аналитика Априорные формы рассудка Как возможно естествознание ? Трансцендентальн ая аналитика Априорные формы рассудка Как возможна метафизика в качестве науки? Трансценденталь ная диалектика Априорные формы разума Как возможна метафизика в качестве науки? Трансценденталь ная диалектика Априорные формы разума
16 Иммануил Кант ( ) Трансцендентальная эстетика – изучает чувственные структуры. В феномене, т.е. в вещи, представленной в чувственном опыте Кант различает материю и форму. Материя, данная в отдельных чувствах, апостериорна (опытное знание: горячее-холодное, сладкое-горькое). Форма – априорна. Две формы чувственности: пространство и время.
17 Трансцендентальная эстетика Время как априорная форма созерцания Этого не происходит потому, что наша память упорядочена во времени. Содержащаяся в нашем разуме «шкала времени» позволяет нам помнить не только содержание, но и последовательность ощущений.
18 Трансцендентальная эстетика Пространство как априорная форма созерцания Потому что в нашем разуме, содержится не только «шкала времени», но и определённая модель пространства.
19 Трансцендентальная эстетика Время и пространство как априорные формы чувственного созерцания Априорная основа геометрии Априорная основа арифметики ИзотропноОднонаправленно ТрёхмерноОдномерно Бесконечно Форма внешнего созерцания Форма внутреннего созерцания ПространствоВремя
20 Трансцендентальная эстетика Общий вывод Предмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений. Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности.
21 Иммануил Кант ( ) Трансцендентальная аналитика – учение о рассудке, логика Рассудок – способность мыслить предмет чувственного созерцания – способность суждения. общаятрансцендентальная Абстрагируется от содержания Изучает принципы и законы мышления (логика Аристотеля) эмпирические понятия чистые понятия Логика
22 Иммануил Кант ( ) Трансцендентальная аналитика Суждения по качеству по отношению по модальности по количеству Общие Частные Единичные Утвердитель- ные Отрицательные Бесконечные Категорические Гипотетические Разделительные Проблематиче- ские Ассерториче- ские Аподиктические
23 Иммануил Кант ( ) Трансцендентальная аналитика Категории качестваотношений модальности количества Единство Множествен- ность Целокупность Реальность Отрицание Ограничение Субстанция и акциденция Причина и действие Взаимодействие (общение) Возможность Существование Необходимость
24 Иммануил Кант ( ) Трансцендентальная аналитика Общий вывод Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей. Рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы и только этим a priori осуществляет опыт (по его форме), в силу чего всё, что познается на опыте, необходимо подчинено законам рассудка.
25 Иммануил Кант ( ) Теория познания Канта Существуют «вещи в себе» «Вещи в себе» действуют на органы чувственности, порождая ощущения. Ощущения упорядочиваются априорными формами чувственности: пространстве и времени. Формируются восприятия, которые носят субъективный характер. Деятельность рассудка на основе логических категорий придает восприятиям всеобщий характер. Вещь становится достоянием сознания субъекта – явление или феномен.
26 Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума Идеи (категории, расширенные до безусловного) ДушаМирБог Абсолютное единство мыслящего субъекта Абсолютное единство ряда условий явлений Абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще Безусловное категорического синтеза в субъекте Безусловное гипотетического синтеза в объекте Безусловное разделительного синтеза в системе
27 Трансцендентальная диалектика Общая схема Идеал чистого разума Антиномии чистого разума Паралогизмы чистого разума Диалектические выводы разума Рациональная теология Рациональная космология Рациональная психология Метафизические науки БогМирДуша Идеи разума РазделительныеГипотетическиеКатегорические Виды умозаключений
28 Трансцендентальная диалектика Диалектические выводы чистого разума Антиномия (греч. αντι, против и νομος, закон) – противоположность между двумя взаимоисключающими суждениями, каждое из которых представляется логически доказанным. Паралогизм (греч. παραλογισμος, неправильное, ложное рассуждение) – логическая ошибка в умозаключении, происшедшая непреднамеренно вследствие нарушения законов и правил логики.
29 Трансцендентальная диалектика Паралогизмы чистого разума находящая в отношении к возможным предметам в пространстве. Модальность во времени численно-тождественная, Количество по своему качеству простая, Качество Душа есть субстанция, Отношение Паралогизм Виды суждений и группы категорий
30 Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума СлучайностьНеобходимостьМодальность НеобходимостьСвободаОтношение СложностьПростотаКачество БесконечностьКонечностьКоличество Антиномия Виды суждений и группы категорий
31 Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Первая антиномия Тезис Антитезис Мир имеет начало (границу) во времени и в пространстве. Мир во времени и в пространстве; бесконечен.
32 Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Третья антиномия ТезисАнтитезис В мире существуют свободные причины. Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы.
33 Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Вторая антиномия ТезисАнтитезис Всё в мире состоит из простого. Нет ничего простого, всё сложно.
34 Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума Четвёртая антиномия ТезисАнтитезис В ряду причин мира есть некая необходимая сущность. В этом ряду нет ничего необходимого, всё в нём случайно. Четвёртая антиномия
35 Иммануил Кант ( ) Учение о нравственности «Критика практического разума» Главное назначение – руководить поступками человека. Первенство практического разума над теоретическим. Знание имеет ценность только тогда, когда оно помогает стать человеку человечнее, реализовать идею добра. Движущая сила не мышление, а воля.
36 Всё в природе действует согласно законам, но только разумные существа способны поступать согласно представлению о законах. Та воля добра, которая все прочие побуждения, включая побуждения склонности и соображения пользы, подчиняет требованиям долга. Критика практического разума Понятие доброй воли Добрая воля, таким образом, имеет своим принципом не ту или иную необходимость, а общую законосообразность поступков. Лишь добрая воля добра сама по себе; всё прочее, считающееся благом, может быть и вредным, будучи соединено со злой волей. Поступать из уважения к закону значит подчиняться не необходимости, а долгу.
37 Критика практического разума Категорический императив Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ, закон. Нравственные предписания МаксимыИмперативы Гипотетические императивы Категорический императив личные принципы поведения общезначимые предписания условные принципы поведения безусловный принцип поведения
38 Категорический императив Формальная законосообразность Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы. Первая формулировка категорического императива
39 Категорический императив Формальная законосообразность Первая формулировка категорического императива налагает запрет на поступки, которые немыслимы или невозможны как совершаемые всеми людьми без исключения.
40 Категорический императив Человек как цель Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. Вторая формулировка категорического императива
41 Иммануил Кант ( ) Теория эстетического суждения «Критика способности к суждению» Эстетическое не сводимо ни к знанию, ни к морали Неразрывная связь красоты с истиной и добром Эстетическое связано со способностью человека испытывать чувство удовольствия от соприкосновения с феноменами целесообразности мира – природного сотворенного человеком
42 ИОГАНН ГОТТЛИБ ФИХТЕ ( г.г.) Науконаучение – наука о науке, фундамент всех наук. В теоретической области – обосновать все частные науки. В практической области – определить высшие цели человеческой жизни. Главный труд – «Науконаучение» (1794)
43 ИОГАНН ГОТТЛИБ ФИХТЕ ( г.г.) Основное понятие системы Фихте – «Я» «Я» утверждает себя в акте самосознания «Я» противополагается некоторое «не-Я» (внешняя окружающая действительность, представленная в сознании) Взаимное ограничение и противопоставление «Я» и «неЯ» ТЕЗИС АНТЕЗИС СИНТЕЗ
44 Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг ( ) Философия природы – основной принцип развития природы – это развитие через противоречие. Трансцендентальный идеализм – исследования развития интеллекта (интеллект теоретический и практический). Концепция абсолютного тождества – в Абсолюте совпадают все противоположности. Идея тождества природы и духа, субъективного и объективного.
45 Вопросы?
46 ВОПРОСЫ Особенности немецкой классической философии. Философская система И.Канта: –теория познания –этика Канта. Философия Фихте. Философия Шеллинга.
47 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.