Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКирилл Мижурин
1 Коллективный способ обучения 6 класс Литература Банюшевич Л. Н., учитель русского языка и литературы
2 Тема : И. С. Тургенев. « Бежин луг » Характеристика героев произведения
4 Американская пословица :
6 Цели : Увлечь учащихся рассказом « Бежин луг » И. С. Тургенева. Развивать навыки характеристики литературных героев. Развивать навыки работы со словарём
7 Эпиграф : Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши - живётся легко … … Чу ! Шёпот какой - то … а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз ! Всё серые, карие, синие глазки Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты ! Я детского глаза люблю выраженье, Его я узнаю всегда. Н. Некрасов.
9 Эпиграф Эпиграф к уроку взят из стихотворения « Крестьянские дети » Н. Некрасова, он много пишет о крестьянских детях, так как ещё в детстве, улучшив удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Своими стихами Н. Некрасов открыл прекрасное и поэтическое там, где раньше этого не замечали. Особую надежду писатель возлагал на детей, которые достойны лучшей жизни, и их судьбы в их руках.
10 И. С. Тургенев
11 Слово о И. Тургеневе И. С. Тургенев - тоже певец внутреннего мира русского человека, русского народа. Своё литературное поприще начал как поэт. И затем в течение сорокалетней литературной деятельности он выступил и как драматург, и как очеркист, и как новеллист, и как романист. Наблюдая за жизнью крестьянства, И. Тургенев приходил к выводу, что крепостное право не уничтожило живых народных сил, что в « русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел »
12 Слово о И. Тургеневе Охота превращалась для И. Тургенева в удобный способ изучения всего строя народной жизни. На основе своих наблюдений он создаёт сборник « Записки охотника », в котором спорят две России : официальная, крепостническая, мертвящая жизнь и народно - крестьянская, живая и поэтическая. Многие из писателей дали свою оценку данному сборнику.
13 Высказывания писателей Салтыков - Щедрин писал : « Выход в свет этого сборника положил начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды.»
14 Высказывание Герцена Герцен говорил : « Никогда ещё раньше внутренняя жизнь помещичьего дома не выставлялась в таком виде на всеобщее посмеяние, ненависть и отвращение. При этом нужно заметить, что И. Тургенев никогда не накладывает густых красок, никогда не применяет слишком сильных выражений. Наоборот, он повествует с большой поэтичностью, употребляет всегда лишь изысканный слог, который необычайно усиливает впечатление от этого поэтически написанного обвинительного акта крепостничеству.»
15 Сборник « Записки охотника » Одним из рассказов этого сборника является « Бежин луг », который открыл русскому читателю поэзию детства.
17 Рисунки к рассказу
18 О рассказе « Бежин луг » Герои рассказа - крестьянские мальчики. У каждого из них свой характер, своя манера поведения : Павлуша, например, отличается деловитостью, смелостью и трезвостью ума ; Илюша - умением увлекательно рассказывать страшные истории ; Федя принадлежит к богатой семье, поэтому он покровительственно относится к другим мальчикам ; Костя - задумчив и печален ; Ваня - робок и молчалив.
19 О рассказе « Бежин луг » Эти пять мальчиков стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу, который расположен в 13- ти километрах от Спасского - Лутовиново. И. Тургенев показал природную одарённость и поэтичность мальчиков. ( Фотография И. Тургенева, обложка к книге « Бежин луг »)
21 « Бежин луг » вчера и сегодня Многое меняется на земле, но, кажется, никогда не исчезнет то, что изображено И. Тургеневым в этом рассказе. В « Бежин луге » природе уделяется особое внимание, потому что по - особому, более чутко и одухотворённо воспринимают её пять маленьких героев, для которых жизнь только начинает открывать свою сказочную красоту. Прекрасно само начало рассказа. ( подготовленный ученик читает начало текста.)
22 Вывод : Слушая текст, словно наяву любуешься июльским днём, любуешься прекрасной летней ночью … Становишься свидетелем рождающего утра, ощущаешь бодрый, пророческий смысл, который вложен писателем в заключительную картину - картину рассвета. ( прослушивание записи на диске со слов : « Свежая струя пробежала по моему лицу ».)
23 Чтение стихотворения
24 Проверка домашней работы Чтобы знанья были впрок, Следует повторить урок. Пересказать, как произошла встреча охотника с мальчиками ( по данному началу и концу.)
25 Пересказ Начало : « В такой точно день я охотился за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии … Я узнал, наконец, куда я зашёл. Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга …» Конец : « Мальчики сидели вокруг костра ; тут же сидели и две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они ещё долго не могли примириться с моим присутствием …»
26 Слово учителя : Это были простые крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун возле речки на Бежином лугу и которых мы запоминаем надолго. Они сидят вокруг костра. Картина чудесная : около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение ; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески. Мрак боролся со светом. Кругом не слышалось почти никакого шума. Одни огоньки тихонько потрескивали.
27 У костра
28 Беседа : Обратите внимание на ребят. Как они ведут себя около костра ? Павлуша наблюдал за котелком и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду ; Федя лежал, опёршись на локоть и раскинув полы своего армяка ; Илюша сидел рядом с Костей и всё так же напряжённо щурился ; Костя понурил немного голову и глядел куда - то вдаль ; Ваня не шевелился под своей рогожей.
29 Проект
30 Работа по группам ( Был представлен план характеристики героев, справка, подсказка.) План. Портрет мальчиков ; Его роль среди товарищей ; Поведение мальчиков ; Характер героев ; Истории, которые рассказывают мальчики ; Отношение к ним автора и учащихся.
31 Творческие работы Выступления учащихся с докладами и дополнениями о каждом из героев
32 Творческие работы
34 Справка Литературный герой, персонаж В переводе с лат.- личность, лицо ; В переводе с франц. - действующее лицо художественного произведения.
35 Подсказка Внешний облик героя, его происхождение, взаимоотношения с другими персонажами, его поступки, манера держаться и говорить позволяют судить о нём и его характере ; Чтобы получить представление о герое, надо внимательно читать произведение, следя за поступками героя и развитием событий, не пропуская описаний природы и обстановки, которая окружает его.
36 Рисунки
37 Викторина : « О ком идёт речь ?» Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами. Одеждой он щеголять не мог : вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных штанов. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из - под низенькой войлочной шапочки. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках.
38 Викторина Он лежал на земле и только изредка выставлял из - под рогожки свою голову. - Гляньте - ка, гляньте - ка, ребятки, на божьи звёздочки, что пчёлки роятся. Я сам не раз встречал эту Акулину. Страшно худая, с чёрным лицом.
39 Былички И. С. Тургенев показал природную одарённость, поэтичность мальчиков. Это рассказывается в их историях ( быличках.) Быличка - рассказ о фантастических событиях, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.
40 Рассказы мальчиков Рассказы мальчиков свидетельствуют не только о богатстве их воображения, но и о том, что они в плену суеверий, рождённых темнотой и бесправным положением народа. И. Тургенев бережно относится к народным поверьям, потому что видит в них много художественного вымысла и красоты Но в тоже время он намекает читателю на то, как возникают различные поверья :
41 Вывод : Ермил увидел на могиле барашка - оборотня, когда « был хмелён.» Плотник Гаврила, заблудившийся в лесу, « присел под дерево и задремал ». Тришка - антихрист оказался местным бочаром. Все истории подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего - то необыкновенного.
42 Работа со словарём Заглянем мы, как Пушкин встарь, В толковый наш словарь.
43 Истории
44 Рассказы учащихся История о домовом ; История о русалке ; История об оборотне ; История о покойнике - барине ; История об Ульяне ; История о Тришке ;
45 Прослушивание записи Фонохрестоматия ( приложение к учебнику ) История о лешем ; История о водяном ; История о Васе.
46 Литература и живопись Рассмотрите рисунки и фотографии. Опишите их. Обратите внимание, как каждый из художников и ребят изобразил героев из произведения И. Тургенева. Каково отношение иллюстраторов к изображаемому ?
47 Разгадать кроссворд Конкурс эрудитов. Чтобы проверить ваши знания, Мы вместе поиграем.
48 Кроссворд
49 Читаем, думаем, спорим Рассмотрите три обложки к рассказу И. Тургенева « Бежин луг » Узнаёте ли вы героев ? Подумайте, в чём смысл изображения на каждой обложке ?
53 Для любознательных Сравнение стихотворение И. Сурикова « В ночном » и рассказ « Бежин луг ». Прочитай стихотворение « В ночном » И. Сурикова и ответь на вопрос : « В чём отличие историй детей в стихотворении от историй в рассказе « Бежин луг ».
54 Отличие У Сурикова дети рассказывают « бабушкины сказки », а не предания, как в рассказе И. Тургенева. Мы можем только догадываться о том, как боязно детям « В ночном » - они разводят костёр, прогоняющий ночные страхи.
55 Самостоятельная творческая работа Прочитайте цитаты. Составьте рассказ об одном из литературных героев.
56 Проба пера « Ему было четырнадцать лет.» « Это был стройный мальчик.» « Он принадлежал к богатой семье.» « Выехал в поле для забавы.» « На голубеньком поясе висел гребешок ». « Сапоги были точно его ». ( Федя )
57 Проба пера « Малый был неказистый.» « С криком бросился вслед за собаками.» « Он был очень хорош в это время ». « Подошёл к огню с котелком воды.» « Ах, это примета плохая.» « Жаль, славный был парень.» ( Павлуша )
58 Итог : Каким событием заканчивается рассказ ? ( Павлуша погиб, упав с лошади. Это был смелый решительный мальчик, может быть, его и погубила его удаль.) Как объяснить финал рассказа ? ( Печальный финал - повод высказать авторскую симпатию к Павлуше, выделить его среди всех.)
59 Тест : 1. Сколько мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева ? а ) четверых ; в ) пятерых ; б ) шестерых ; г ) семерых. 2. Самым старшим мальчиком был а ) Илюша ; в ) Павлуша ; б ) Федя ; г ) Костя. 3. Какой истории не было в рассказах мальчиков : а ) о бабе - яге ; в ) о водяном ; б ) о лешем ; г ) о русалке.
60 Тест : 4. Найдите описание Павлуши : а ) « Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой ». б ) « На вид было не более двенадцати лет, волосы всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой ». в ) « Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки ; губы едва можно было различить … маленького роста, сложения тщедушного ». г ) На вид было не более двенадцати лет, лицо … довольно незначительно : горбоносое, вытянутое, подслеповатое, жёлтые, почти белые волосы ».
61 Составить таблицу Чтобы упрочить ваше знание, Даю домашнее задание. « Герои рассказа И. Тургенева.» ( по плану.) 1. Имя. 5. Истории. 2. Возраст. 6. Отношение автора. 3. Внешность. 7. Ваше отношение. 4. Одежда.
62 Вывод : Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоценимую заслугу перед русским обществом. М. Е. Салтыков - Щедрин.
63 Сочинение
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.