Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.gcpp.ru
1 Основы применения информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Юрий Балыбердин Тел. (095) , , gcpp.org.ru Пролог Комплексные информационные системы (КИС) управления промышленными предприятиями присутствуют на Российском рынке относительно недавно, эксперименты с внедрением данных систем на отечественных предприятиях стали проводится в основном с начала 90-х годов. Количество внедрений измеряется десятками, качество внедрения зачастую является предметом споров, слухов, домыслов и разочарований. В то же время интерес к интегрированным информационным системам не угасает и руководители предприятий отваживаются на рискованные шаги, ободренные щедрыми обещаниями специалистов отделов продаж, научными конференциями, статья в органах печати и т.д.
2 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Цели существования и потенциал предприятия Рис.1 Развитие предприятий относительно друг друга - анализ разницы в темпах роста ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ в основном определяется: 1. внутренними факторами - уровень технологий - состоянием организации производства - уровень управления предприятием 2. внешними факторами -правовое регулирование со стороны государства -конъюнктура рынка Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
3 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Позиционирование уровня предприятия Рис. 2 Уровни позиционирования предприятия по концепции BPI 1. «Хаос». Предприятие характеризуется дисбалансом коммерческих, производственных и финансовых целей. Качество готовой продукции величина случайная, цены высокие. 2. «Контроль». Основные цели предприятия сбалансированы. Процессы контролируемы. 3. «Оптимизация». Основные процессы предприятия реорганизованы с целью упрощения. Адаптация. 4. «Адаптация». Процессы предприятия синхронизированы с потребностями заказчиков. 5. «Мировой класс». Предприятие формирует на рынке спрос. Качество готовой продукции соответствует скрытым потребностям заказчиков. Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
4 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Управление изменениями. Бизнес-планирование и инвестиционная программа предприятия Рис. 3 Постановка задачи на совершенствованиеРис. 4 Качественный переход во времени НЕОБХОДИМА ПРОГРАММА ИЗМЕНЕНИЙ Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
5 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Задачи, решаемые при использовании информационных компьютерных технологий на предприятии УВЕЛИЧЕНИЕ - управляемости предприятия в целом; - обоснованности в принятии решений; - точности прогнозирования спроса; - точности определения себестоимости; - качества продукции; -точности учета -эффективности труда; -инвестиционной привлекательности. СНИЖЕНИЕ -издержек производства; -вероятности потери заказчиков; -объема «замороженного капитала»; -влияния «человеческого фактора»; -запасов на складе. ОПТИМИЗАЦИЯ -при выборе поставщиков; -планирования и управления производством; -моделей управления. РАСЧЕТЫ -себестоимости продукции; -рыночной стоимости предприятия. Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
6 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Рис. 5 Алгоритм принятия решения Внедрение информационных компьютерных технологий (ИКТ) Какие специфические возможности существуют в ИКТ? 1. Хранение и обработка больших объемов информации 2. Аналитическая обработка и визуализация полученных результатов 3. Поиск информации и генерация необходимых отчетов 4. Работа удаленных пользователей информационных ресурсов 5. Моделирование процессов 6. Автоматизация рутинных операций Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
7 СЕГМЕНТ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ЗАКАЗЧИКОВ Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Маркетинг продукции (услуг) предприятия Рис. 6 Взаимосвязь свойств продукта и рынка СЕГМЕНТ РЫНОКА ИНДИВИДАУЛЬНЫХ ЗАКАЗЧИКОВ ПРОДУКТ (УСЛУГА) Потребительские свойства ПРОДУКТ (УСЛУГА) Потребительские свойства Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
8 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Жизненный цикл продукта Рис. 7 Этапы жизненного цикла продукта предприятия Время НиОКР Опытное производство Произ- водство Эксплуатация Ремонт и модернизация Утилизация Обратная связь Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
9 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Предприятие и его окружение. Системный подход ПРЕДПРИЯТИЕ ЗАКАЗЧИКИ, ПОСТАВЩИКИ, ИНВЕСТОРЫ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЛИЯНИЕ Рис. 8 Уровни абстракции при рассмотрении положения предприятия УРОВНИ АБСТРАКЦИИ Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
10 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Позиционирование продукта Рис. 9 Характеристики стратегий позиционирования продукта Стратегия Цена продукции Номенклатура Срок поставки Продукция «Произ- водство на склад» Прайс-лист Заранее определена НемедленноТиповая «Сборка на заказ» Договорная согласно конфигурации Широкая в рамках товарных групп Длитель- ность цикла сборки Конфигурация на заказ «Произ- водство на заказ» Договорная Ограничена только техно- логическими возможностями Длитель- ность цикла произ- водства На заказ Запасы Готовая продукция Компоненты Сырье и материалы Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
11 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Позиционирование производственного процесса Рис. 10 Позиционирование производственного процесса ПОТОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (большой и средний объем производства) Непрерывный поток Однопредметный поток Пакетный поток Многопредметный поток УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (малый объем производства, высокая степень адаптации продукции, высокие издержки, универсальное оборудование, производство на заказ, преимущество возможно при высоком качестве) ПРОИЗВОДСТВО С ФИКСИРОВАННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ (единичный объем производства) Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
12 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Стандарты управления производством Система толкающего типа представляет собой систему подачи материалов, деталей или узлов в производственный процесс с предыдущей технологической операции на последующую независимо от того, нужны ли они в данное время и в данном количестве на последующей технологической операции. Система тянущего типа - в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую операцию с предыдущей только по мере необходимости. MRP - планирование потребности в материалах. Эта система обеспечивает согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в режиме реального времени. MRP II - система планирования производственных ресурсов, включающая функции МRP, а также функции управления технологическими процессами, САПР и др. JIT (точно в срок) - общий организационный подход, с помощью которого, в результате учитываемого спроса и точного управления сокращаются запасы и длительность производственного цикла. ERP - система интегрирующая в единое целое процессы планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности предприятия. ISO система стандартов организации и управления производством, принципы которой закреплены в документах Международной организации по стандартизации (ISO) Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
13 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Пример управления производством на основе стандарта MRP II Рис. 11 Логическая структура системы MRP II Реализуемые функции 1. Планирование производства и закупок 2. Управление запасами 3. Управление закупками 4. Управление исполнением плана производства 5. Управление заказами на продажу 6. Расчет себестоимости продукции Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
14 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Философия производства. Принципы TQM 1. Удовлетворённость потребителей (понимать их потребности, стремиться удовлетворить их запросы сейчас и в будущем). 2. Процессный подход (определить процессы, документировать (если нет), понимать взаимодействие). 3. Постоянное улучшение (поиск и устранение проблем, нововведения в технологии и в управлении). 4. Роль руководства (демонстрировать приверженность на собственном примере, чёткое определение перспектив, целей, обеспечение ресурсами, признание вклада людей, создание климата в коллективе). 5. Вовлечение персонала (работники всех уровней вовлечены, составляют сам коллектив, непосредственно обеспечивают качество, получают удовлетворение от работы). 6. Системный подход к управлению (цели определяются, достигаются, согласуются между собой). 7. Метод принятия решений, основанный на фактах (собираются и анализируются данные, подтверждается выполнение, фиксируется результат). 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (выбор, ранжирование, поощрение). Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
15 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Примеры некоторых типов информационных систем (ИС) Системы управления персоналом (Human Resources Management), Средства групповой работы (OrgWare), Средства управления проектами (Project Management), Средства документооборота (DocFlow), Средства организации работы (WorkFlow), Системы управление проектами (Project Management), Средства анализа данных (OLAP), Системы управления производством, Средства проектирования и разработки (CAD/CAM), Системы бухгалтерского и налогового учета, Системы финансового планирования, Системы Интернет-коммерции (E-commerce), Системы управления сбытом (CRM), Системы ERP, Системы административного управления, Системы поддержки принятия решений, Системы хранения и поиска данных, Системы генерации отчетов и пр. Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
16 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием ЗАДАНИЕ для выполнения 1 Заполните таблицу в соответствии с целями, задачами и используемыми программными средствами, характерными для того подразделения предприятия, в котором Вы работаете... Название задачи Цель 1 Задача 1 Название программного средства Цель i Задача 2 Задача 3 ПС 1 ПС 2 ПС 3 Задача 5 Задача 6 Задача 7 ПС 4 ПС 5 ПС 6 Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
17 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием ЗАДАНИЕ для выполнения 2 п.п. Название проблемы Проблема 1П 1 Предлагаемые решение Проблема i Р 1 Р 2 Р 3 П i Р 4 Р 5 Р 6 Внесите в таблицу «проблемные» ситуации, характерные для подразделения предприятия, в котором или с которым Вы работаете, а также возможные способы их решения Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
18 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Назначение системы планирования ресурсов масштаба предприятия (ERP) Основным назначением ERP систем является комплексная автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности предприятия. Она рассматривается, как интегрированная совокупность следующих основных подсистем: Управление финансами Управление материальными потоками Управление производством Управление сбытом Управление проектами Управление сервисным обслуживанием Управление качеством Управление персоналом Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
19 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Примерный состав информационной системы класса ERP Рис. 12 Унифицированная схема предприятия на базе ERP-стандарта Рынок и маркетинг Сбыт Доставка Гарантийное обслуживание Счета Покупатель Нормативное управление Конструкторская и технологическая подготовка производства Контроль качества Управление ресурсами Производство Оперативное планирование Банк Обучение персонала Снабжение Управление финансами Бухучет Налоги Государство Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
20 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Анализ имеющегося программного обеспечения Другие БД и программы Другие БД и программы Программы прикладных расчетов и визуализации Программы прикладных расчетов и визуализации БД программ бухучета БД программ бухучета БД правовых и нормативных документов БД правовых и нормативных документов БД программ торговли БД программ торговли БД программ отчетности БД программ отчетности Чего не хватает? -многопользова- тельской работы -сопряжения разных баз данных -анализа и разделения информационных потоков -единой информационной среды ??? Рис. 13 Совокупность баз данных разных информационных систем Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
21 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Какова реальность применение информационных компьютерных технологий? Ежегодное количество хранимой информации стремительно растет, а время доступа к ней и время принятия решения становятся самыми главными факторами повышения потенциала предприятия; Данные и программное обеспечение традиционно сложившихся рабочих мест сотрудников не унифицированы и дезинтегрированы; Внутренняя единая информационная среда предприятия отсутствует. Каковы тенденции? Время текстовых процессоров и таблиц, как основного прикладного программного обеспечения сотрудников, проходит; Растет количество территориально распределенных подразделений; Растет потребность в работе мобильных и удаленных пользователей; Растет потребность в непрерывном обучении сотрудников; Растет необходимость в системах, объединяющих жизненно важные элементы предприятия и создающих единую информационную среду. Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
22 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Каковы общие требования к программному обеспечению, для создания единой информационной среды? Интеграция данных в единое информационное пространство на основе клиент-серверных технологий; Многопользовательский регулируемый доступ через локальные сети и интернет; Масштабируемость, надежность и безопасность функционирования; Длительный жизненный цикл; Адаптируемость за счет гибкости пользовательских настроек; Открытость форматов представления данных и протоколов их передачи; Открытые исходные тексты программ, возможность доработки программного обеспечения; Высокая интерактивность взаимодействия; Лицензионная чистота и соответствие лицензий Законодательству РФ; Оптимальность соотношения цены и функциональности; Обоснованные расходы по эксплуатации; Минимальные сроки внедрения системы и обучения пользователей. Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
23 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Создание сетевой инфраструктуры предприятия База данных головного сервера База данных головного сервера Cервер BBBB Cервер AAAA Cервер CCCC Cервер HHHH Cервер DDDD Каналы связи Рис. 14 Система баз данных удаленных подразделений предприятия Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
24 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Реализация клиентского доступа к серверу СЕРВЕР БАЗ ДАННЫХ СЕРВЕР БАЗ ДАННЫХ Клиентское программное обеспечение Каналы связи UNIX Браузер Веб-страниц Клиент электронной почты Mac OS MS-Windows Операционная система Прочее Рис. 15 Схема реализации клиентского доступа Клиентская ПЭВМ Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
25 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Реализация доступа пользователей из различных сетей СЕРВЕР БАЗ ДАННЫХ СЕРВЕР БАЗ ДАННЫХ Сервер новостей Сервер форумов Сервер форумов Интерфейс администратора БД Интернет-сайт Интерфейс руководителя Интерфейс руководителя Интерфейс кадровика Интерфейс i+1 сотрудника Интерфейс i+1 сотрудника Интерфейс бухгалтера Интерфейс секретаря Интерфейс секретаря Интерфейс i сотрудника Интерфейс i сотрудника Рис. 16 Схема реализации доступа сотрудников к базе данных Сотрудник (мобильный) Сотрудник (мобильный) Набор функций и прав доступа Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
26 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Создание информационной модели предприятия - уровни управления и оргструктура Рис. 17 Схема моделирования уровней управления Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
27 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Создание информационной модели предприятия - субъекты, объекты, связи, процессы, маршруты... (Д) - Записи о Документах (П) - Запись о персоне i-й узел оргсруктуры j-го уровня i-й узел оргсруктуры j-го уровня Д1 Дm Д1 Дn П1 ПkПk ПkПk... Подчинение (Д) - Записи о Документах (О) - Запись об объекте i-й узел оргсруктуры j-го уровня i-й узел оргсруктуры j-го уровня Д1 Дm Д1 Дn O1O1 O1O1 OqOq OqOq... Подчинение {Д} Рис. 18 Фрагмент модели учета персонРис. 19 Фрагмент модели учета объектов Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
28 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Технология работы и взаимодействия пользователей Запрос к БД Запрос к БД Просмотр результата запроса Генерация произвольного отчета по шаблону Генерация произвольного отчета по шаблону Печать отчета Печать отчета Отправка документа в другое подразделение Отправка документа в другое подразделение Регистрация полученного документа Регистрация полученного документа Добавление связи документа с объектам, субъектами и пр. Добавление связи документа с объектам, субъектами и пр. Ввод информации в БД Ввод информации в БД Рис. 20 Пример технологии работы пользователей при маршрутизации документов ПkПk ПkПk O1O1 O1O1 Д Д Пользователь 1 Пользователь 2 Пользователь 3 Д Д Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
29 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Внедрение единой информационной среды Аспекты внедрения Организационные Технические Психологические Временные Обучение персонала Руководители проекта Администраторы Пользователи Мероприятия Анализ деятельности Анализ оргструктуры Ввод персон в БД Назначение прав пользователей Ввод документов в БД Пробная эксплуатация Сроки Обследование Внедрение Пробная эксплуатация Основная эксплуатация Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
30 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Заключение Нами использовались такие термины, как философия производства (JIT, TQM), методика управления (MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000) и технология (ERP-система). Известно, что внедрить новые технологии можно за 1 год. Внедрить новые методики управления можно за 2 года. Внедрение новой производственной философии осуществляется минимум за 4 года. Переход предприятия с одного уровня BPI на следующий - есть, в большей степени, изменение производственной философии на предприятии, а методики и технологии являются инструментами данного культурологического преобразования предприятия. Внедрение ERP-системы можно рассматривать как начало процесса значительного улучшения организации и управления предприятием, начало перехода предприятия на новые производственные философии. Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
31 Применение информационных компьютерных технологий в системе управления предприятием Эпилог Для успешного внедрения ERP-системы необходимо учитывать, что именно ЛЮДИ, работающие на предприятии, могут использовать или не использовать методики MRP II, JIT, CSRP, заложенные в основу данной информационной системы. Для того, чтобы ЛЮДИ прониклись новыми методиками, необходима программа обучения. Закрепление программы обучения и обеспечение регулярного использования методик в рамках ERP-системы осуществляются методами системы качества (методы обеспечения качества, методы стимулирования качества, методы контроля результатов по качеству) и базируются на принципах «Лидерства» и «Вовлеченности персонала». Юрий Балыбердин, Головной центр предлицензионной подготовки,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.