Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНикита Мишечкин
1 1 Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении
2 2 Рабочая программа 1. Что такое учебная программа и каковы ее виды 2.Задачи и функции Рабочей программы 3. Структура Рабочей программы 4. Утверждение Рабочей программы 5.Этапы составления Рабочей программы
3 3 Нормативно-правовое регулирование Закон РФ «Об образовании» п. 2 ст. 32 Компетенция образовательного учреждения: п.п. 7. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, дисциплин и модулей Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от « 26 » августа 2010 г. 761н Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Учитель. Должностные обязанности: … разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету …
4 4 Что такое учебная программа и каковы ее виды Учебная программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности Виды учебных программ: примерная (типовая) учебная программа авторская программа рабочая программа учебного курса
5 5 Задачи и функции рабочей программы 1. Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых 2. Функции рабочей программы: нормативная информационно-методическая организационно-планирующая
6 6 Требования к структуре и содержанию рабочей программы курса 1. Наличие признаков нормативного документа. 2. Учет основных положений образовательной программы школы 3. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения 4. Системность и целостность содержания образования 5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы 6. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ 7. Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования
7 7 Требования к структуре и содержанию рабочей программы курса Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом: требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; обязательного минимума содержания учебных программ; максимального объема учебного материала для учащихся; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе; познавательных интересов учащихся; целей и задач образовательной программы школы; выбора педагогом необходимого комплекта учебно- методического обеспечения
8 8 Структура рабочей программы 1. Титульный лист (название программы) 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание курса 5.Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе 6.Перечень учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. 7.Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся 8.Список литературы 9.Приложения
9 9 Структура рабочей программы Титульный лист содержит: наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль); год составления программы
10 10 Структура рабочей программы В пояснительной записке указывается: место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования; цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся; краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся – выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования;
11 11 Структура рабочей программы В пояснительной записке указывается: сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной; особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ с указанием количества годовых и недельных часов, а также уровня обучения – базовый, углубленный, профильный); учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), утвержденный приказом директора ОУ и используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения; предпочтительные формы контроля; педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения
12 12 Учебно-тематический план Учебно-тематическое планирование включает в себя следующие разделы: Наименование раздела программы и количество часов на раздел – номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана Темы отдельных уроков, расположенные в последствии и в соответствии с логикой изучения учебного материала Тип урока Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием
13 13 Содержание учебного курса Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов: единства содержания обучения на разных его уровнях; отражения в содержании обучения задач развития личности; научности и практической значимости содержания обучения; доступности обучения
14 14 Требования к уровню подготовки учащихся «Требования к уровню подготовки учащихся» - это описание целей- результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. В требованиях, как правило, отражаются: · основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; · конечная система или комплекс знаний; · перечень личностных, метапредметных и предметных результатов; · перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности».
15 15 Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, методические и дидактические материалы, включая ЦОРы и ЭОРы и др. необходимые для реализации Рабочей программы. Перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
16 16 Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей- результатов обучения проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий Обобщенная оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований
17 17 Порядок утверждения Рабочей программы Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения. В соответствии с локальным актом образовательного учреждения, порядок рассмотрения Рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), затем, при условии её соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно- воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения. После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении
18 18 ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 1. Выбрать программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – Учебному курсу) и соответствующий ей учебник из Федерального перечня, рекомендованного Министерством образования РФ. Шаг 2. Сравнить цели изучения Учебного курса в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.
19 19 ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения. Шаг 4. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.
20 20 ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию Авторской программы. Шаг 6. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.
21 21 ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 7. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг 6). Шаг 8. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой. Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.
22 22 ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса. Шаг 11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре. Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.