Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОксана Гурьянова
1 Лекция 2 Рыночная система хозяйства к.э.н., доцент Костенко В.Б. Кафедра экономики и менеджмента КрасГМУ
2 План: 1. Типы экономических систем. 2. Основные черты рыночной экономики. 3. Понятие и функции рынка. 4. Классификация рынков. 5. Рыночный механизм: спрос, предложение, рыночное равновесие, цена. 6. Понятие и виды эластичности.
3 Библиографический список 1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник для вузов/ В.Д.Камаев, М.Э.Ильчиков, Т.А. Борисовская 2. Экономическая теория: электронный учебный курс/ Носова Н.П. [Электронный ресурс] :учебник. – CD-ROM Экономическая теория: электронный учебный курс 3.Курс экономической теории/Артюхов И.П. Морозова Т.Д., Денисова Н.И.. – Красноярск, тип. КрасГМУ, Экономическая теория : учебник/ Под ред.Лобачевой Е.Н. – М.: Юрайт, 2012
4 1. Типы экономических систем Экономическая система –упорядоченная структура связей между людьми в отношении производства и потребления благ и услуг. 1. Рыночная экономика 2. Командно-административная экономика 3. Смешанная экономика
5 Рыночная экономика – система организации производства и распределения, основанная на частной собственности и на решениях, принимаемых частными лицами и фирмами самостоятельно. Командно-административная экономика – это система организации производства и распределения товаров, основанная на государственной собственности и на решениях, централизованно принимаемых государственными органами экономического управления. Смешанная экономика – это система, в которой государство играет важную роль в регулировании рыночной экономикой. Государство вмешивается в экономику, осуществляет экономическую политику. Рынок и государство – два центра в экономике.
6 2. Основные черты рыночной экономии 1. Частная собственность как основа рыночной экономики 2. Свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора 3. Приоритет личного интереса при принятии решений 4. Конкуренция, система рынков и цен 5. Рыночная экономика – открытая экономика, т.е. активно осуществляет внешнеэкономические связи 6. Государство регулирует экономику
7 3. Понятие и функции рынка Возникновение и становление рынка представляет длительный исторический процесс (ок. 5тыс. лет), является результатом возникновения и развития товарного производства и обмена. Рынок – система отношений между экономическими субъектами по поводу купли-продажи (обмена) товаров, услуг. Экономические субъекты – продавцы и покупатели
8 Условия возникновения рынка Общественное разделение труда. Экономическая обособленность производителей. Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Этапы ОРТ: Первый – отделение скотоводства от земледелия; Второй – выделение ремесла Третий – появление купечества Четвертый – возникновение машинного производства
9 Функции рынка: Информационная Посредническая Ценообразующая Регулирующая Санирующая
10 4. Классификация рынков КритерииВиды рынков По характеру конкуренции и ценообразования 1. Совершенной конкуренции 2. Чистая монополия 3. Монополистическая конкуренция 4. Олигополия По территориальном у признаку 1. Региональный рынок 2. Национальный рынок 3. Мировой рынок По объектам купли-продажи 1. Рынок реальных ресурсов и благ (Товарный рынок) 2. Финансовый рынок
11 Классификация рынков по объектам обмена Рынок потреби- тельских товаров Рынок ресурсов Рынок ценных бумаг Валютный рынок Рынок кредитов Денежный рынок Рынок земли Рынок средств производства (инвестиц.тов.) Рынок труда Национальный рынок Рынок реальных ресурсов и благ Финансовый рынок
12 5. Рыночный механизм: спрос, предложение, рыночное равновесие, цена Понятие спроса Спрос (D) – это платежеспособная потребность, то количество товара, которые покупатели готовы купить по каждой возможной цене. Q(d) – величина спроса P – цена за единицу Q(d) = f(p)
13 Закон спроса Взаимосвязь между ценой и величиной спроса представлена в виде закона спроса. Закон спроса выражает обратную связь между ценой и величиной спроса: чем ниже цена, тем больше его количество будет куплено и наоборот – чем выше цена, тем меньше товара будет куплено.
14 Табличное выражение закона спроса Цена (P)Объем спроса (Q)
15 График спроса
18 Кривая спроса – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной спроса На динамику спроса оказывают влияние и неценовые факторы. Изменение величины спроса при изменении цены означает движение вдоль кривой спроса Действие неценовых факторов приводит к сдвигу кривой спроса вправо – вверх (если он растет) и влево – вниз (если падает).
19 Влияние неценовых факторов на спрос
20 Неценовые факторы спроса Доходы покупателей Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары Взаимозаменяемые – субституты Взаимодополняемые – сопутствующие Вкусы и предпочтения потребителей Ожидания покупателей относительно будущих цен и доходов Количество покупателей на рынке
21 Понятие предложения (S) Предложение – то количество товара, которые продавец готов произвести и продать по каждой возможной цене. Q(s) – величина предложения P – цена за единицу Q(s) = f(p)
22 Закон предложения Чем выше цена, тем больше желающих произвести и продать товар и наоборот – чем ниже цена, тем меньше желающих производить и продавать товар.
23 Табличное представление предложения Цена(P)Объем предложения (Qs)
24 График предложения Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения
25 График предложения
26 Неценовые факторы предложения Помимо цены на предложение влияют и другие факторы (обычно их называют неценовые факторы предложения или детерминанты предложения )
27 Неценовые факторы предложения: Изменение цен на ресурсы, т.к. цены влияют на затраты производителя Уровень технологии, применяемой производителем Цены других товаров Налоги и дотации государства Число продавцов на рынке
28 Неценовые факторы предложения сдвигают кривую предложения вниз (рост предложения), вверх – снижение предложения.
29 Неценовые факторы предложения (графически)
30 Рыночное равновесие Совместим спрос и предложение на одном графике. Они пересекутся в одной точке, которая называется точкой равновесия, т.к. спрос в ней уравновешивается предложением. Возникают равновесная цена и равновесное количество. Равновесная цена – цена, при которой объем спроса равен объему предложения.
31 Рыночное равновесие
32 Рыночное равновесие – ситуация, когда интересы продавца и покупателя совпадают. Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и объемов предложения, называется равновесной ценой (Pe), а объемы спроса и предложения при этой цене – равновесным количеством (Qe).
33 Спрос и предложение являются двумя неотъемлемыми компонентами рынка, находящимися в постоянном взаимодействии, результатом которого является формирование цены. От соотношения спроса и предложения зависит и динамика цены.
34 Соотношение спроса и предложения и изменение цены Соотношение спроса и предложения Характеристика рыночной ситуации Изменение цены D больше SДефицит товаровРост цены D меньше SИзбыток товаровПадение цены D = SРавновесиеПостоянная цена
35 6. Понятие и виды эластичности Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом. Эластичность спроса и эластичность предложения показывают степень реакции объема спроса и объема предложения на изменение влияющих на них факторов (цены, дохода). Эластичность спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какого-либо фактора (цены, дохода и др.).
36 Эластичность спроса Эластичность спроса по цене – это коэффициент, показывающий изменение спроса в ответ на изменение цены на 1%. Например, цена выросла на 5%, а спрос упал на 3%, тогда эластичность спроса по цене = - 3% / 5 = - 0,6 где Е d - коэффициент эластичности спроса по цене.
37 Если необходимо определить коэффициент эластичности на отрезке кривой спроса (заданы значения P 1 и P 2 и Q 1 и Q 2 ), то пользуются формулой дуговой эластичности спроса по цене.
38 Дуговая эластичность спроса по цене
39 Виды эластичности Спрос эластичный, если Спрос неэластичный, если
40 Эластичность спроса по доходу Показывает степень изменения объема спроса в ответ на изменение дохода на 1%. где: в числителе – процентное изменение величины спроса, в знаменателе – процентное изменение дохода. ( Доход увеличился на 2%, спрос вырос на 4%).
41 Перекрестная эластичность спроса Это степень изменения спроса в зависимости от изменения цен на другие товары.
42 где: X, Y – два товара (например, X – чай, Y – кофе). E d x.y – перекрестная эластичность спроса; в числителе – на сколько процентов изменился спрос на товар x, в знаменателе - на сколько процентов изменилась цена на товар y. Например, цена на кофе выросла на 3%, а спрос на чай возрос на 5%.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.