Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарта Недотыкина
1 Наглядность в обучении истории
2 Литература Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М.: Владос, Никифоров Д.Н., Скляренко Н.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. М.: Просвещение, Сазонов Т.А. Из опыта применения наглядных пособий в обучении истории. М., 1963.
3 Наглядным называется обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Начиная с ранней стадии сознания и до высшей, понятия и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются конкретными фактами и образами.
4 Принцип наглядности: «…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» Я. Коменский
5 Факторы наглядности обучения 1. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.
6 Факторы наглядности обучения 2. Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К.Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Чем больше органов чувств принимает участие в познании, тем больше в сознании появляется впечатлений, которые потом ложатся в механическую память и в дальнейшем легче вспоминаются
7 Факторы наглядности обучения 3. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами. Однако и на более высоких стадиях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов.
8 Факторы наглядности обучения 4. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.
9 К.Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»
10 При использовании наглядных методов в обучении необходимо учитывать ряд следующих условий: 1) наглядность, которая применяется учителем, должна точно соответствовать возрасту учащихся; 2) наглядность должна использоваться в меру и демонстрировать ее следует постепенно и только в соответствующий по содержанию момент урока; 3) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть со своих рабочих мест демонстрируемый предмет; 4) необходимо четко и явно выделять главное или самое существенное при показе иллюстраций; 5) следует заранее детально продумывать пояснения, которые сопутствуют демонстрации явлений; 6) демонстрируемая учителем наглядность должна точно соответствовать содержанию материала; 7) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации при составлении наглядного пособия или в демонстрационном устройстве.
11 Существует большое разнообразие видов наглядности и их классификаций.
12 Классификация наглядных средств обучения по внешним признакам: Печатные Экранные Звуковые
13 Классификация наглядных средств обучения по их содержанию: 1. Естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);
14 2. Подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.); 3.Специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);
15 4.Изобразительная наглядность (учебные карты, репродукции); 5.Условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы); 6.Технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио, компьютерные).
16 Классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы
17 1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают: работа с мелом и доской; репродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры; учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; рисунки и аппликации; видеофрагменты; аудиофрагменты; видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).
18 2. Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят: таблицы; схемы; блок-схемы диаграммы; графики; карты; картосхемы; планшеты.
19 3. Предметная наглядность, которая включает: музейные экспонаты; макеты; модели.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.