Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТарас Яськов
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Романова Ирина Игоревна Заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей
2 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» Законом предусматривается введение обязательной подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (вступает в силу с 1 сентября 2012 года).
3 В связи с этим субъектам необходимо принять меры, обеспечивающие: организацию подготовки граждан, желающих стать усыновителями (удочерителями), опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями; проведение массовой информационно-просветительской работы с населением по вопросам организации подготовки на территории субъекта Российской Федерации, включая информирование граждан об органах и организациях, осуществляющих подготовку, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, а также предоставление гражданам возможности оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с прохождением подготовки; оперативное всестороннее и объективное рассмотрение всех обращений граждан, связанных с прохождением подготовки, и принятие по ним мер, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков.
4 Исключение предусматривается для следующих категорий граждан: для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей; для усыновителей, опекунов, приемных родителей – близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, – родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры; для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей; для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
5 Орган опеки и попечительства обязан: подготовить граждан, в том числе организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, обеспечить психологическое обследование граждан с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью. Проведение психологического обследования граждан не является обязательным и проводится только с их согласия.
6 Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. 423
7 Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители установлен приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. 423»
8 При отборе организаций для осуществления указанного полномочия на возмездной основе следует руководствоваться положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
9 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ Письмо Минобрнауки России от 1 марта 2011 г
10 Деятельность органов опеки и попечительства либо организаций, которым передано соответствующее полномочие, по подготовке кандидатов в приемные родители не требует лицензирования.
11 Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны быть утверждены: программа подготовки кандидатов в приемные родители; Общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга)), включая итоговую аттестацию (собеседование). порядок осуществления подготовки кандидатов в приемные родители, устанавливающий основные правила проведения подготовки кандидатов в приемные родители на территории субъекта.
12 Период ожидания гражданами начала проведения курсов подготовки кандидатов в приемные родители должен быть минимальным (по возможности, не более двух месяцев). Рекомендуемая длительность курса подготовки – не более трех месяцев. Для удобства граждан необходимо предусмотреть возможность прохождения ими подготовки в вечернее время и в выходные дни.
13 При зачислении граждан на курс подготовки кандидатов в приемные родители неправомерно устанавливать требования по предоставлению гражданами иных документов, кроме документа, удостоверяющего личность гражданина.
14 Необходимо предоставить гражданам право самостоятельного выбора организации, в которой они будут проходить подготовку кандидатов в приемные родители на территории субъекта Российской Федерации, независимо от места их жительства или пребывания в пределах субъекта Российской Федерации.
15 Целесообразно предусмотреть возможность прохождения подготовки кандидатов в приемные родители в очной или очно- заочной форме. При организации проведения подготовки в очно-заочной форме могут использоваться дистанционные методы обучения.
16 Подготовка кандидатов в приемные родители может осуществляться в группе, численность которой не должна превышать 25 человек. Следует предусмотреть возможность проведения подготовки для кандидатов в приемные родители в индивидуальном порядке.
17 Итоговая аттестация проводится в форме собеседования о рекомендуемых формах семейного устройства ребенка в данную семью, о потребностях развития и поведения ребенка, о воспитательных компетенциях кандидатов в приемные родители и их готовности к приему в семью ребенка. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей органом опеки и попечительства или организацией свидетельства о прохождении указанной подготовки. Целесообразно предусмотреть, что свидетельство выдается слушателям, посетившим не менее 80% занятий, предусмотренных программой.
18 По желанию кандидатов в приемные родители им может быть выдано итоговое заключение, содержащее: рекомендации по количеству, возрасту, особенностям в развитии детей, которых они могут принять на воспитание в свою семью, о необходимости предоставления приемной семье психолого-педагогической и медико-социальной поддержки. Указанное заключение рекомендуется составлять при прохождении кандидатами в приемные родители подготовки в объеме не менее 60 часов, с их непосредственным участием.
19 Срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен.
20 Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» сайт « раздел «Законодательство и нормативные документы»
21 Раздел 1 «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители» Раздел 2 «Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» Раздел 3 «Этапы развития ребенка» Раздел 4 «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» Раздел 5 «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» Раздел 6 «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» Раздел 7 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» Раздел 8 «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» Раздел 9 «Особенности полового воспитания приемного ребенка» Раздел 10 «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» Раздел 11 «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» Раздел 12 «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители»
22 До вступления в силу приказа Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. 623 необходимо руководствоваться примерной программой подготовки граждан, утвержденной приказом Минобрнауки России от 23 мая 2011 г Содержание и общая трудоемкость примерной программы соответствуют Требованиям к содержанию программы подготовки лиц. В связи с этим прохождение повторной подготовки кандидатов в приемные родители гражданами, прошедшими подготовку до 1 сентября 2012 г. по примерной программе, не требуется. Указанным гражданам следует выдавать свидетельство установленной формы о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители для представления в органы опеки и попечительства и получения заключения о возможности быть усыновителем или опекуном, а также в суд при усыновлении ребенка.
23 Граждане, получившие заключение о возможности быть усыновителем либо заключение о возможности быть опекуном, не обязаны представлять на этапе подбора ребенка, оставшегося без попечения родителей, в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители.
24 Документы о прохождении иностранными гражданами подготовки кандидатов в приемные родители представляются в суд. Представление таких документов на этапе подбора ребенка законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Региональному оператору необходимо разъяснять иностранным гражданам требования статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации. Документами о прохождении иностранными гражданами подготовки являются в том числе следующие: документ, подтверждающий право организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители, осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ; копия утвержденной организацией программы, по которой проводилась подготовка кандидатов в приемные родители; копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители (документ о прохождении подготовки на территории иностранного государства оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам).
25 В случае если иностранные граждане не прошли подготовку кандидатов в приемные родители на территории иностранного государства, либо освоенная иностранными гражданами программа подготовки кандидатов в приемные родители не соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям, иностранные граждане могут пройти обучение по программе подготовки кандидатов в приемные родители на территории Российской Федерации. Субъект РФ должен определить порядок прохождения подготовки в том числе и иностранными гражданами. Необходимо определить на каком языке осуществляется подготовка иностранных граждан. В случае осуществления подготовки только на русском языке Порядок подготовки должен включать в себя положение, устанавливающее возможность для иностранных граждан, не владеющих русским языком, обращаться в организацию с переводчиком.
26 Статистические данные по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей Численность выявленных детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год Численность детей, переданных на семейные формы устройства, всего: под опеку (попечительство), всего на безвозмездную форму опеки (попечительства) на возмездную форму опеки (попечительства), из них: по договору о приемной семье на другие семейные формы на усыновление, всего российскими гражданами иностранными гражданами
27 Отменена решений об устройстве детей в семьи Число выявленных случаев жестокого обращения с детьми Численность усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых ими на воспитание в семью из них привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, повлекших гибель либо причинение вреда здоровью детей Численность детей, здоровью которых был причинен вред по вине усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей Отменено решений о передаче ребенка на воспитание в семью из них : в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями обязанностей по воспитанию детей по причине жестокого обращения с детьми по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.