Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарина Саламатина
1 ОБРАЗОВАНИЕ 3.0 НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЕКТЕ «ПЕРСПЕКТИВА ТАТАРСТАНА: К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ» Александр Кондаков, Председатель Совета директоров, Научный руководитель ООО «ДРОФА», член-корр. РАО, д.п.н. 1
2 2 От гонки вооружения к гонке ОБРАЗОВАНИЯ
3 Образовательная экосистема 21-го века Новая педагогика Предоставляет новые возможности ЦЕННОСТИ Практико- ориентированно, даётся в контексте конкретной социокультурной ситуации Теоретически обосновывает образовательный процесс Запускают образовательный процесс Поддерживает образовательный процесс Технология Содержание Отвечают на вопрос «Зачем?» Мотивируют Система должна непрерывно обновляться 3
4 Ценности образования ХХI века инициативность и нацеленность на приобретение новых компетенций готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям сотрудничество и взаимная ответственность креативность критическое мышление высокая социальная активность и компетентность в осуществлении социальных взаимодействий информационная грамотность 4
5 Поколение «Z»
6 Идентичность личности Идентичность личности - способность смотреть на мир через призму своей культуры, одновременно сохраняя и развивая ее содержание и традиции
7 Идентичность личности: много – «Я» гендерная этническая религиозная гражданская политическая региональная семейная социальная профессиональна я сетевая ………
8 Этническая идентичность Ощущение самого себя членом определенной этнической группы Идентичность: Позитивная Негативная Утрата позитивной этнической идентичности приводит к утрате ориентиров, непонимания как жить дальше, что делать? 8
9 Этническая идентичность и глобализация Глобализация не нивелирует этнические и культурные различия Поверхностно – схожая одежда, гаджеты, музыка, сленг и пр. Глубинно – коренные особенности этнической культуры (история, события, религия, ландшафт и пр.) 9
10 Из разнообразия рождается единство Особенности привлекают внимание, повышают самооценку, оценку в глазах, других, придают ощущение самостоятельности, самобытности, независимости 10
11 Теория поколений Изучает ценности поколений, а также закономерности формирования и смены поколений Основа – базовые (глубинные) ценности представителя среднего класса Впервые описана в 1991 году Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом 11
12 Факторы, влияющие на ценности поколений Значимые исторические события Подходы семьи (предыдущего поколения) к воспитанию Формы трансляции культурного кода в обществе Предмет дефицита(например, запасать еду ) 12
13 Идентичность в СССР – высокоидеологизированном государстве За народ решали: Во что верить Что любить Что ценить Куда идти Следствие: Низкий уровень самоуважения, самооценки, самостоятельности, ответственности за решения, способности выстраивать свою жизнь Низкая удовлетворенность жизнью 13
14 Поколение «Z» (новое поколение) Меньше ориентировано на идеологию и идеологемы Понимает ценность свободы Самостоятельно C развитым чувством собственного достоинства Стремится к самореализации на высоком уровне Новое поколение – другие ценности: Самопродвижение, успех, деньги, власть, статус, как основа личной защищенности, безопасности и возможностей 14
15 Дети поколения «Z» Живут в Интернете и, как следствие, легко поддаются манипулированию Гиперактивны Агрессивны в подростковом и юношеском возрасте Не нацелены на чтение Нацелены на науку и искусство Способны к многозадачности, но при этом рассеянны Обладают клиповым мышлением, основанном на визуальных образах, а не на логике 15
16 Сила и слабость поколения «Z» С ИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПОКОЛЕНИЯ : эффективное использование технологий поиск информации ответственное отношение к использованию ИКТ и информации С ЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПОКОЛЕНИЯ : недостаточная развитость навыков критического мышления трудности при анализе данных трудности при планировании действий и принятии решений 16
17 Прогнозы футурологов: профессии, которые будут востребованы в 2030 году* Специалист по созданию искусственных органов Нано-медик Фермеры и скотоводы, работающие с генными технологиями Консультант для престарелых Хирург по увеличению памяти Знаток научной этики Космические пилоты, архитекторы и гиды Работники вертикальных ферм Специалист по борьбе с изменением климата Специалист по карантину Погодная полиция Виртуальный юрист Менеджеры аватаров и виртуальные учителя Разработчики альтернативных видов транспорта Специалисты по адресному вещанию Утилизатор информации Менеджер виртуального пространства Брокеры и трейдеры банка времени Социальный работник социальных сетей *По данным компании 17
18 Изменения в подходах к обучению детей Поколения «Z» Увеличение скорости обучения Одна картинка стоит тысячи слов Мультизадачность и умение заинтересовать Система поощрений Самостоятельность мысли и действия Мотивация к новому, переменам 18
19 НОВАЯ ПЕДАГОГИКА: в ответ на вызовы времени
20 «Мысль о том, что будущее может очень сильно отличаться от настоящего, настолько разрушает наше обыденное сознание, что мы невольно начинаем мешать его воплощению». Джон Кейнс 1937 г. 20
21 Лаборатория ТВ Самостоятельная учебная деятельность Домашняя работа Сон Лаборатория Урок Экзамен Домашние обязанности Общение с друзьями Отдых Время День 1 День 2 День 3 День 4 День 5 День 6 21
22 НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ПЕДАГОГИКА ДО XXI ВЕКА
23 НОВОЕ В ПЕДАГОГИКЕ До XXIв. школа определяла дальнейшую траекторию жизни человека: работа (низкая квалификация) профессиональное техническое образование (средняя квалификация) университет (высшая квалификация) В XXI в. этот подход не работает ни в моральном, ни в социальном, ни в экономическом плане. Каждый выпускник школы должен быть: достойным гражданином готовым к учению на протяжении всей жизни готовым к успешной социализации и карьере 23
24 НОВОЕ В ПЕДАГОГИКЕ XX век - решение учебных задач как демонстрация полученного знания, ограниченного рамками учебника, класса, школы. XXI век – цифровые технологии позволяют учащимся принимать решения в ситуации реального мира, в общении с соответствующим сетевым сообществом, далеко за пределами школы. Новизна не в увеличении доступности знания, но в возможности его применения в реальном мире. Это изменение охватывает систему на глобальном уровне. 24
25 1 2 3 КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПРЕДМЕТНЫЕ НАВЫКИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕМЫ Финансовая, экономическая грамотность Глобальное мышление Гражданская грамотность Экологическое мышление Грамотность в вопросах здоровья и безопасности жизнедеятельности СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Профессиональное развитие педагогов в XXI веке Учебные планы XXI века Оценивание навыков и компетенций XXI века Стандарты XXI века Социокультурная образовательная среда школы XXI века 4 Учебно- методические системы XXI века НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ Т ЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ Л ИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА К ОММУНИКАЦИЯ И РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ К РИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ С ОТРУДНИЧЕСТВО К РЕАТИВНОСТЬ 25 ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА
26 26 НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА И ЭКОНОМИКА 26 Массовое овладение ключевыми компетенциями XXI века обеспечивает до 0.5 – 0.65% роста ВВП в год (данные США 2012 года, при среднегодовых темпах роста ВВП – 2-2.5%) Сформированность навыков и компетенций XXI века более значима для экономического роста, чем традиционные индикаторы образования – продолжительность обучения, охват населения образованием и пр. Сформированность ключевых компетенций XXI в. у населения – требование не уникальное, а всеобщее НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЦЕННОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ.
27 ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗНАНИЮ ЗНАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЗНАНИЕ КАК СОДЕРЖАНИЕ
28 Никогда ранее образование не было столь важно для каждого человека. 28
29 РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ «Простое добавление дорогих гаджетов к традиционным программам ничего не даёт для удовлетворения образовательных потребностей современных учащихся». W. Richardson, «Развитие технологий и Интернета создали ситуацию свободы учения и свободу деятельности в глобальном масштабе, о чем мы и не подозревали десять лет назад». Билл Ричардсон 2013 г.
30 ПРИНЦИПЫ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ Образовательный процесс основан на цифровых инструментах и ресурсах внутри и вне школы Направленность на создание и применение знаний в реальном мире Цель обучения смещается к формированию навыков и компетенций учения, развитию способности управлять собственным познанием Новый характер отношений между учащимися и учителями, сфокусированный на совместных исследованиях, открытиях и применении нового знания, формирующийся по мере распространения цифровых инструментов и ресурсов Новые формы организации образовательного процесса и управления создают предпосылки изменений, скорость и эффективность которых были невозможны еще несколько лет назад 30
31 Новая педагогика – педагогика партнерства Учащийся вступает в отношения партнёрства с учителем и другими учащимися в рамках персонализированного учебного процесса, основанного на совместных завышенных ожиданиях, реализуемых в процессе решения сложных учебных задач 31 ПРИНЦИПЫ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
32 НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Главная педагогическая компетенция - освоенный набор учебных стратегий и технологий, способность формировать отношения партнерства с учащимися. 32
33 НОВАЯ ПЕДАГОГИКА - ПЕДАГОГИКА ПАРТНЕРСТВА Важность для человека деятельности, значимой для других людей Сотрудничество: o непрерывный обмен знаниями и опытом – кумулятивное воздействие на всех участников процесса учения, распространение лидерства o поощрение инновационной деятельности, оправданные риски, отбор значимых результатов для дальнейшего изучения и применения o Учиться на ошибках, предупреждать и избегать их через совместную рефлексию o Исключение бесперспективной деятельности Результат: непрерывный процесс генерации и проверки новых идей 33
34 НОВАЯ ПЕДАГОГИКА И ЛИДЕРСТВО Быстрый обмен новым знанием (распространение лидерства), создание условий для новых инициатив учащихся и учителей, выявление новых лидеров движения вперед Распространение лидерства среди учителей, учащихся, родителей, вовлеченных в процесс учения 34 Лидерство обеспечивается повсеместным доступом к технологиям, обеспечивающим и ускоряющим процесс учения, находящийся на переднем краю цифровых стратегий.
35 НОВАЯ ПЕДАГОГИКА – НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Способность учащихся создавать новые знания и эффективно управлять собственным учением Инициативность в решении учебных задач и проявление настойчивости в достижении результатов Сформированность гражданской позиции и способность к получению образования на протяжении всей жизни 35
36 Системные изменения: от оценивания обучения к оцениванию для учения Оценивание обучения Преобладает констатирующее оценивание, результаты которого отражают эффективность прохождения темы, предмета (курса), то есть результаты обучения в течение большого периода времени: контрольные работы по итогам освоения темы промежуточная аттестация - экзамены/итоговые контрольные работы по предметам учебного плана в конце года ГИА ЕГЭ Оценивание для учения Преобладает промежуточное повседневное и формирующее оценивание – оценивание для отслеживания прогресса учащихся, диагностики их потребностей и ежедневной корректировки процесса учения. Оценивается сформированность навыков высшего порядка: креативность критическое мышление поиск решений способность к сотрудничеству и взаимной ответственности готовность и способность к инновациям
37 НОВАЯ ПЕДАГОГИКА Не в институтах и лабораториях, а на передовой образования - в классах Новая педагогика возникает одновременно в разных концах мира Успешна будет страна, которая быстро использует эти достижения в своей системе образования 37
38 ЭКОНОМИКА новой педагогики
39 "Вопрос ближайшего будущего - переход на модель обучения 1:1. На самом деле, это просто смена ресурсной модели. Она обеспечивает успешность учения только при правильной организации. Чистая технология без новой педагогики - выброшенные деньги.» Dun Buckley, Head of Saltashet community school, England
40 Экономический эффект новой педагогики Стратегия обучения и учения Результат Исследования Д. Хеттиса EEFT 1. Введение формирующего оценивания Достижение образовательных целей месяцев 3. Формирование когнитивных навыков и компетенций месяцев 4. Партнерство со сверстниками месяцев В среднем месяца ВЫВОД: Учащиеся тратят значительно больше времени на самостоятельное учение
41 Образовательные результаты (экономическая эффективность инвестиций) школ, работающих по модели 1:1 в США 98% выпускников поступили в колледжи ( в среднем по стране - 68%) Более 30% выпускников поступили на математические и естественнонаучные специальности ( в среднем по стране - 17%) Расходы на одного учащегося составляли в этих школах около 6000 долл. в год (в среднем по США долл.) Значительная часть учащихся из неблагополучных семей и дети с ОВЗ
42 Использование информационных технологий быстро снижается стоимость цифровых инструментов увеличивается он-лайн доступность высоко качественных, в т.ч. бесплатных, цифровых ресурсов учителя и учащиеся естественным путем становятся активными и эффективными пользователями ИКТ Финансирование новой педагогики - вопрос изменения приоритетов, а не поиска дополнительных средств
43 Каждому учащемуся устройство с доступом к Интернету в школе и вне ее Стоимость : устройства инфраструктура доступ к интернету образовательный контент и приложения базы данных для учащихся формирование ИКТ компетентности обслуживание Общедоступность технологий
44 Финансовая модель общедоступности технологий (США 2013 г) Стоимость на 1 учащегося в год Долл.Экономия средств на 1 учащегося в год Долл. 1. Устройств (ноутбук, планшет, смартфон) Устройство куплено родителями Инфраструктура Расходы на копирование, печать Образовательный контент и приложения Сокращение расходов на транспорт, почтовые и телефонные расходы Обслуживание ИКТ Сокращение расходов на повышение квалификации ИКТ- компетентность5.05. Сокращение расходов на бумажные учебники Доступ к интернету Перераспределение помещений и других ресурсов 30.0 ВСЕГО220.0 ВСЕГО220.0
45 Вывод НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ведет к оптимизации расходов и лучшим результатам. Правильно организованная модель 1:1 обеспечивает высокую эффективность инвестиций
46 Важнейший ресурс Новой Педагогики- освобождение учителей и учащихся от избыточного регулирования и ориентация на самостоятельную и персонализированную учебную деятельность в школе и вне ее (модель 24/7) «Если время - деньги, у нас есть шанс стать миллиардерами." Michael Fullan, 2014
47 ОБРАЗОВАНИЕ
48 Основной целью обучения является формирование в процессе реальной деятельности когнитивных, эмоциональных и стратегических (общеучебных) компетенций Учащиеся - полноправные члены учебного сообщества Каждый ученик движется по собственной образовательной траектории, конструируя уникальное знание Учащиеся принимают значительную часть решений относительно того, что изучать, как изучать и какие ресурсы для этого использовать Обучение происходит в условиях практико- ориентированной деятельности через взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем и с окружающей средой 48 Социокультурный подход к созданию стратегии образования
49 Увеличивается спрос на новые формы и виды обучения Современное общество требует большей адаптивности образовательных систем и технологий к меняющимся запросам человека. Необходимо создать инфраструктуру образования, которая сможет обслуживать каждого человека в течение всей жизни. 49
50 Основные принципы Персонализация обучения Обучение в любом месте, в любое время Обучение на протяжении всей жизни Общедоступное образование Технология - двигатель и инструмент реализации Постоянный поиск новых форм и видов обучения Адаптивность обучающих систем к запросам обучающихся Результаты Вовлеченные в процесс ученики Мотивированные учителя Работники, подготовленные для профессий 21-ого столетия Появление новых провайдеров образования: общественных, частных, негосударственных организаций Нацеленность на творчество и инновацию Жизнеспособные общества и экономические системы От образовательных систем - к учащемуся обществу 50
51 ОБРАЗОВАНИЕ 3.0. В основе ОБРАЗОВАНИЯ 3.0 не оборудование, не программное обеспечение, а ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ 51
53 государство – готовность к школе и полноценное социальное психоэмоциональное и физическое развитие ребенка родители – доступность высококачественного ухода и присмотра за ребенком общество – как правило, смешанные ожидания(для национальных меньшинств, к примеру, это - передача родной культуры и языка)
54 становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости
55 равных возможностей полноценного развития, обучения и воспитания ребенка духовно-нравственного развития и воспитания детей на уровне дошкольного образования, становление основ их российской гражданской идентичности формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста формирования образовательной среды дошкольного образования, обеспечивающей реализацию требований ФГОС преемственности уровней образования (единая философия образования)
56 Направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования
57 57 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА « ДИАЛОГ » ПЕРВАЯ ПРОГРАММА, обеспечивающая реализацию ФГОС дошкольного образования
58 58 Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образовываться и развиваться (А.Бебель) ПРОГРАММА ПОСТРОЕНА ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ
59 59 Примерная основная образовательная программа «ДИАЛОГ » Пособия для специалистов образовательных организаций Пособия и литература для дошкольников Пособия для родителей Игры для дошкольников Инновационное оборудование для дошкольников
60 60 любящий свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила поведения, владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни владеющий средствами вербального и основами невербального общения
61 61 Образование Наши дети Их будущее Их будущее
62 Успешность страны на мировой арене зависит от скорости реализации новых педагогических решений в системе образования
63 63
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.