Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАльбина Шумаркина
1 Типы и самые известные работы
2 Внешний вид Богородцы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков. Она традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья).
3 Оранта (от лат. orans - молящийся) - один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно- прикладному искусству.
4 Первые изображение Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконобороческий период. В апсиде Софийского в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению - «Нерушимая стена».
5 Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом- Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона преобразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. Γλυκοφιλουσα -сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сла дкое лобзанье.
6 Феодоровская икона Божией Матери
7 Одигитрия (греч. Οδηγήτρια - Указующая Путь), Путеводительница. Отрок Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой держит свиток, реже книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора(Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост. Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение матери и сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему зрителю, Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.
8 По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Икона стала охранительницей Константинополя. Ее не раз выносили на городские стены во время нападения врагов. Кроме того, во вторник каждой недели с иконой совершался крестный ход по всему городу. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.
9 Панахранта (греч. Πανάχρα ντα - Всенепорочная, Пречистая), Всемилостива я, Всецарица - один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. На Руси наиболее почиталась икона этого канона Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием, XIII в.
10 Агиосоритисса (греч. γιοσορίτισσα, происходит от названия часовни греч. γία Σορός (Агиа Сорос - святой Раки) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе), Святорач ица,Халкопратийская - один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук. Известен по ряду византийских источников не позднее IX-X вв., получил широкое распространение в византийском искусстве XII- XV вв. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование - Заступница. В греческой традиции подобные иконы именуются Па раклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.