Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАндрей Ягунов
1 Учитель Либерова Л.А. Литература 6 класс Тема: «Нравственные уроки рассказов В.Г.Распутина «Уроки французского» и Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
2 Какие задачи решают писатели, создавая автобиографические произведения?
3 Рабочий лист 1 (Рассказ «Уроки французского В.Распутина) «Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь…» Вопросы и задания: Найдите в тексте рассказа эпизоды (в 1-й части), характеризующие самостоятельную жизнь героя. Озаглавьте их. Как с точки зрения элементов сюжета вы определите начало рассказа? Почему мальчик оказался в райцентре? Как чувствовал себя на новом месте? Что означает его признание: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»? Сформулируйте ключевые слова для характеристики героя рассказа. Вывод: какие уроки усвоил герой в своей семье? Что это дало герою?
4 Рабочий лист 2 (Рассказ «Уроки французского» В.Распутина) «Однажды, еще в сентябре…» Вопросы и задания: Охарактеризуйте эпизод, начинающийся словами «Однажды, еще в сентябре» с точки зрения сюжета. Почему мальчик ввязался в игру на деньги? Как складываются его взаимоотношения с этой компанией? Обратите внимание на их портретные характеристики. Какой прием использует В.Распутин? Как относится к игре Вадик и наш герой? Найдите кульминационную сцену в этой сюжетной линии, прокомментируйте ее. Вывод: какую задачу решает писатель, так подробно описывая этот эпизод? Как можно оценить эту ситуацию?
5 Рабочий лист 3 (Рассказ «Уроки французского» В.Распутина) «Лидия Михайловна, по праву руководителя, интересовалась нами больше других учителей…» Вопросы и задания: Почему Лидия Михайловна выбрала именно нашего героя («и почему меня одного»?) Сопоставьте описание внешности учительницы и героя – почему они поставлены рядом? Как называется этот прием и что автор достигает этим? Какие пути подхода к мальчику пытается найти Лидия Михайловна (до игры в «пристенок») и почему? Проанализируйте эпизод, начинающийся словами «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25», до «что я здесь делаю?» В чем вы видите авторскую оценку? Вывод: почему В.Распутин так подробно рассказывает об этом? Каково стремление Лидии Михайловны?
6 Рабочий лист 4 (Рассказ «Уроки французского» В.Распутина) «Учительница – так другой человек, что ли?» Вопросы и задания: Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»? Проанализируйте эпизод на стр.147. Как слова учительницы ее характеризуют? Проследите по тексту «этапы» развития этой сюжетной линии: «мальчик и учительница играют в «замеряшки» (в виде простого плана). Прокомментируйте реакцию директора Василия Андреевича. Согласны ли вы с его «педагогическими принципами»? А как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? Вывод: какой урок дала Лидия Михайловна нашему герою? Какое чувство вызывает у него воспоминание об этом случае? Как оценивает автор этот поступок учительницы?
7 Рабочий лист 5 (Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.Искандера) «Я смутно начал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями…» Вопросы и задания: Какова основная фабула данного произведения? Проанализируйте эпизод «История с прививкой» с точки зрения сюжета. Как в эпизоде «Герой отвечает у доски» описывается состояние героя? Какова портретная характеристика Харлампия Диогеновича? Какие детали портрета особенно выразительны? Какое чувство испытывал герой к учителю в школьной жизни? А потом, став известным писателем Фазилем Искандером? С каким чувством рассказчик, став взрослым человеком, повествует о событиях своей школьной жизни? На какие философские размышления наводят его эти события? К рассказам Искандера о детстве возможно два отношения… иной читатель воспримет их как пустяковые, юмористические легкие историйки, забавные эпизоды. И второе – понимание того, что за благополучием и юмором, за внешней «пустяшностью» скрывается драматическая сущность, а художественная сила воздействия основана на противоречии между праздником и трагедией, «пустяком» и проблемой, в которой увязаешь, как только начинаешь этот «пустяк» распутывать. Не надо думать, что если герои – маленькие, если сюжеты – камерные, то и проблемы соответственно малы. Искандер обладает способностью не только делать «из мухи слона», но и исследовать «муху» так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сегодня актуальная проблема. Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. Вывод: какие «преподанные уроки» извлек автор-герой из своей далекой школьной жизни? Подтвердите свою точку зрения ссылкой на текст и мнение критика.
8 Отчет групп, обмен информацией. Учащиеся представляют свои работы, отвечая на общий вопрос, предложенный для исследования: какие задачи решают писатели, создавая автобиографические произведения? Выводы каждой из групп учащиеся (под руководством учителя) записывают в тетрадь. Связывание информации, формулирование обобщения. Учитель: посмотрите на эти работы ребят, вернитесь к тем частным выводам, которые мы записали. Каким же будет наш общий вывод- обобщение? (Выведение обобщения). Создавая автобиографические произведения, оба писателя делятся своим жизненным опытом, представляющим интерес не только для них самих. Они показывают важность тех жизненных событий, которые задают нравственное направление личности.
9 Подведение итогов, рефлексия. Проверка гипотез, выдвинутых в начале урока. Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагается написать творческую работу в жанре сочинения – эссе (сочинение-размышление философского характера). Приложение: Эссе (от лат. exaquim – взвешивание, англ. essay и франц. essai – очерк, статья, попытка) – жанр сочинения «свободной» композиции, где может быть использована субъективная трактовка какой-либо проблемы. В эссе необязательна систематичность изложения. Главное – «полет мысли», свобода импровизации, нестандартность изложения текста. Эссе предполагает размышление по поводу философских, общечеловеческих проблем.
10 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.