Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладислава Яськина
1 Психологические аспекты реализации новых ФГОС Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
2 Новые ФГОС Психологическое содержание. Теоретико-методологическое обоснование психологического содержания. Психологические проблемы внедрения и реализации стандартов. Психологическое сопровождение реализации новых ФГОС, роль и задачи психологической службы ОУ.
3 Результаты обучения : предметные, личностные, метапредметные Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов Личностные результаты образовательной деятельности – система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов необходимые для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций.
4 Психолого-педагогическое воздействие на 3 уровня регуляции индивида: Биоиндивидный (конституциональный): темперамент(представлен в поведении постоянно), задатки. Социоиндивидный (автопилотный): характер (определяет поведение в социально-нормативных ситуациях), способности. : потребностно- мотивационная сфера, самосознание личности, субъективный образ мира, ценности, уровень нравственного развития. Определяет поведение в ситуациях жизненных выборов. Личностный (рефлексивный): потребностно- мотивационная сфера, самосознание личности, субъективный образ мира, ценности, уровень нравственного развития. Определяет поведение в ситуациях жизненных выборов.
5 Теоретико-методологическое психологическое обоснование Системно-деятельностный культурно-исторический подход Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Психика обеспечивает решение определенных задач в единстве материальной и психической деятельности. Движущая сила развития человека – обучение, возможности обучения определяет «зона ближайшего развития». Законы психического развития: цикличность, неравномерность, метаморфозы, сочетание процессов эволюции и инволюции. Реализация новых ФГОС невозможна без учета возрастных и гендерных психологических особенностей: знания аномальной и нормальной линии развития, сензитивных периодов, основных новообразований, ведущего вида деятельности, социальной ситуации развития и возрастных кризисов, ведущих к новой ориентации в человеческих отношениях или в мире вещей.
6 Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) каждому присуща потребность в саморазвитии. Когнитивная психология (Дж. Келли, К. Левин). Сложность – простота (оценочные, силовые, активностные конструкты), жесткость – гибкость (способность перестраивать познавательные стратегии), полезависимость – поленезависимость (способность управлять фигуро- фоновым отношением) когнитивного стиля определяет особенности социального поведения. Простой, жесткий, полезависимый КС Сложный, гибкий, поленезависимый КС Подвержен галлоэффекту, под влиянием новой противоречащей информации меняет отношение к объекту на противоположное, авторитарность, пассивная позиция в обучении, трудно переносит знания в новые условия, лучше обучается и трудиться в условиях негативного подкрепления Под влиянием новой противоречащей информации происходит дополнение объекта новыми характеристиками, эгалитарность, лучше противостоит социальным провокациям, более высокий уровень развития творческих способностей, лучше обучается и трудиться в условиях внутренней мотивации
7 Психологическое содержание Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"): любящий свой народ, свой край и свою Родину; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
8 Начальная школа особый этап в жизни ребёнка, связанный: ·с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; ·с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; ·с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; ·с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; ·с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; ·с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
9 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». доктор психологических наук, Леонид Абрамович Венгер
10 Составляющие психологической готовности Личностно-социальная готовность Интеллектуальная готовность Мотивационная готовность Эмоционально-волевая готовность
11 Младший школьный возраст является сензитивным для развития, формирования, освоения и становления следующих характеристик: мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»; индивидуальных особенностей и способностей; навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; социальных норм, нравственного развития; навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
12 Универсальные учебные действия В качестве психолого-педагогической платформы новых ФГОС можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося
13 УУД -обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные. Содержание и объект оценки метапредметных результатов - уровень сформированности УУД.
14 Структура учебной деятельности 1) мотивы учения 2) учебные задачи 3) учебные действия 4) контроль 5) оценка
15 Познавательные УУД Общеучебные (работа с информацией, знаково- символические действия, процессы запоминания и восприятия). Рациональность - выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач. Логические учебные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, доказательство). Постановка и решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.
16 Общеучебные универсальные действия осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Чтение для понимания содержания текста; Чтение для понимания содержания текста; Чтение для понимания смысла текста; Чтение для понимания смысла текста; Чтение для создания своего текста Чтение для создания своего текста использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знания. структурирование знания.
17 Развитие произвольной логической памяти От заучивания учебного материала к умениям провести смысловую группировку материала, выделить опорные пункты, составить план. Сочинение сказок эффективнее, чем их пересказывание.
18 Логические учебные действия умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование выдвижение гипотез и их обоснование
19 Развитие умения выделять в предметах свойства и признаки Для выделения свойств предмета предложить ряд предметов имеющих некие общие признаки. Сравнение предметов между собой позволяет найти новые критерии сравнения.
20 Умение выделять учебную задачу - движение мысли от общего к частному Проблема: замена общего способа решения задачи её конкретным предметным содержанием. Необходимы вопросы и пояснения: Сегодня мы научимся… А зачем нужно это упражнение? А почему эти слова в скобках? Что вы теперь умеете?
21 Постановка и решение проблем Формулирование проблемы; Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем Самостоятельное создание способов решения проблемПРОБЛЕМА Как недостаток данных; Как недостаток данных; Как избыток данных; Как избыток данных; Как наличие противоречия; Как наличие противоречия; Как нелогичность (непоследовательность) изложения сути Как нелогичность (непоследовательность) изложения сути
22 Примеры формирования познавательных УУД Незнайка, Буратино и Петрушка приобрели собак- Тузика, Бобика и Трезора. Имя каждой собаки не начиналось на первую букву имени хозяина. Определите имя хозяина каждой собаки, если Незнайка – хозяин Трезора. Фунт муки стоит 12 рублей. Сколько стоят две пятирублевые булки?
23 Вопросы и задания Почему утка плавает, а курица нет? Почему говорят: «Не все то золото, что блестит», «Как об стенку горох», «Как с гуся вода»… Перескажи рассказ от другого лица или без упоминания какого-то героя или события. Напр., пересказывая рассказ Мельникова-Печерского «Лесной пожар» не упоминать о путниках.
24 Развитие вербального мышления Одна из пациенток спросила у Боткина: - Скажите, доктор, какие упражнения самые полезные, чтобы похудеть? - Поворачивайте голову справа налево и слева направо, - ответил Боткин. - А когда? - Когда….. – ответил Боткин. Гете прогуливался в парке. На узкой дорожке ему встретился критик, который заносчиво сказал: - Я никогда не уступаю дорогу дуракам. - - …….ответил Гете.
25 Задание на развитие гибкости мышления - анаграммы УКБ игра «Эрудит» ОРЩБ составление слов ОЕСМТ УСОТКП АРТНДСАТЫ
26 Умозаключения по аналогии 1)Гора - пещера Дерево –корень, дупло, крона, лес, ствол 2)Прохлада – мороз Голубой – вечер, небо, теплый, синий, лунный 3)Коза – животное Хлеб – обед, пища, батон, есть, тарелка
27 Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения учебных задач; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины); создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
28 Регулятивные УУД целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
29 Становление внутреннего плана действий и рефлексия Проговаривание действия. Объяснение что и для чего делается. Задавать вопросы не тогда, когда допускается ошибка, а постоянно. Анализ решения задачи проводить в паре, один из учащихся – контролёр.
30 Действие контроля Обучение сравнению с образцом Необходимо выделить в образце опорные точки Проблема: родители часто полностью берут функцию контроля на себя
31 Внимание – идеальное автоматизированное действие контроля (Гальперин П.Я.) Объем внимания - математика Распределение внимания – русский язык Устойчивость внимания - чтение Организованность или произвольность внимания определяет успешность обучения
32 Развитие внимания Развитие концентрации. Корректурные занятия по 5 мин. в день в течение 2- 4мес. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Запоминание числа и порядка расположения предметов, их постоянное увеличение. Распределение внимания. Одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. Переключение внимания. Выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.
33 Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением Сильный мотив (вначале любой реально действующий). Введение ограничительной цели. Расчленение сложной формы поведения на небольшие действия (конкретные цели на определенный период времени). Внешние средства организации поведения (секундомер, песочные часы).
34 Развитие рефлексии и действия оценки («Школа 2100», Личный еженедельник первоклассника) 1шаг. Учимся эмоционально оценивать урок. 2 шаг. Учимся оценивать письменную работу. 3 шаг. Усваиваем порядок оценки работы. 4 шаг. Учимся признавать свои ошибки. 5 шаг. Учимся признавать свою неудачу. 6 шаг. Используем умение оценивать свою работу.
35 Центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования, характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
36 Примеры формирования регулятивных УУД 1) Найдите 10 ошибок в тексте. «На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В ого роде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился! Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня». 2) Задайте друг другу по 5 вопросов. Отвечать «нет» и «да» запрещено.
37 Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность: выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.
38 Методики оценки сформированности познавательных и регулятивных УУД учащегося Методики оценки памяти и произвольного внимания: Заучивание 10 слов, Пиктограмма. Методика оценки устойчивости и концентрации внимания - Корректурная проба Методики оценки переключения внимания: Тест «Красно-черная таблица», тест «Распределение и переключение внимания» Оценка внимания и темпа деятельности тест: «Кодирование».
39 Методики оценки логического компонента познавательных УУД Методика «Исследование гибкости мышления» Методика Эббингауза (ассоциативность мышления и уровень развития речи) Методики: «Аналогии», «Обобщение», «Исключение понятий», «Сравнение понятий», тест «Логичность умозаключений», тест «Логически-понятийное мышление. Образование сложных аналогий», «Прогрессивные матрицы Равена» Оценка пространственного мышления и уровня организации действий : тест «Сложная фигура»
40 Личностные УУД Смыслообразование в обучение и учебная мотивация Ценностно-нравственная ориентация Гражданская идентичность Социальная компетентность, социальный и эмоциональный интеллект Личностное, жизненное самоопределение, готовность к выбору профильного образования.
41 Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: а) мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений); б) мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).
42 Мотивы, лежащие вне учебной деятельности: а) широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т. п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения); б) узколичные мотивы: мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки); престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей); в ) отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).
43 Б.Г. Ананьев Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующие, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее…
44 Оценка формирует мотивацию достижения Отсутствие привязки к личным качествам ребенка Отсутствие сравнения с другими Развернутые оценочные суждения в сравнение с прошлым достижением ребенка Положительные стороны должны быть всегда
45 Отметка без оценки убивает учебную мотивацию Тормозит интеллектуальную активность и познавательный интерес Формирует мотивацию избегания неудач Оказывает психотравмирующее действие как регулятор самооценки и отношений со значимыми близкими Манипуляции ради отметок: списывание, самоисправление, обман..
46 Позиция учащегося в противовес позиции обучаемого Психологический механизм – рефлексия Ребенок учится с помощью взрослого и задает себе вопросы: Я могу или не могу решить эту задачу? Чего мне не достает для её решения?
47 Развитие социальной ориентации Анализ отрывков из художественных произведений, содержащих описание трудных ситуаций и действий в них героя. Проигрывание трудных ситуаций из школьной жизни с демонстрацией различных по конструктивности способов действий. Развитие понимания причины и следствия действий (Девочка в слезах разговаривает с мамой, что могло случиться?). Моделирование ситуаций деятельности в затрудненных условиях с целью отработки «знаемых» способов поведения (публичное выступление, соревнование и т.д.).
48 Развитие социальных отношений + Интерес к заключению дружбы. - Ребенок спорит, физически борется. - Часто жалуется на других детей. - Властолюбив (Ты играешь с Таней? Тогда я с тобой играть не буду). - Не умеет проигрывать, жульничает ради выигрыша. + Есть друг того же возраста и пола. + Присутствует кооперативная деятельность. + Способен подавить собственные интересы для удовлетворения групповых.
49 Критериями сформированности личностных УУД следует считать: Структуру ценностного сознания; Уровень развития морального сознания, Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами ; Умение выделить нравственный аспект поведения; Уровень развития правосознания; Ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; Наличие интересов, их избирательность; Навыки самооценки и взаимооценки учебной деятельности.
50 Коммуникативная деятельность
51 Коммуникативные УУД понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
52 Коммуникативные УУД уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы; уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера; уметь контролировать действия партнера; уметь использовать речь для регуляции своего действия; уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
53 Критерии сформированности коммуникативных действий желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
54 Методики оценки коммуникативных и личностных УУД Многофакторный личностный опросник Кеттелла Методика Рене Жиля Социометрия «выбор товарища по парте», «выбор в действии» Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С.Розецвейга. Методика Филлипса «Диагностика уровня школьной тревожности» Тест «Несуществующее животное» Тест «Дом-Дерево-Человек» Методика А.И. Липкиной «Три оценки», методика «Беседа о школе» (НежноваТ.А.) Методика «Содержание внутренней позиции» Цвето-рисуночный тест диагностики психического состояния младших школьников
55 Основные нейропсихологические синдромы и нарушения развития личности младшего школьника Проблемы формирования УУД познавательных регулятивных личностных коммуникативных Задержка психического развитияХХХХ Синдром дефицита внимания и гиперактивностиХХ Замедленность темпа деятельностиХХ Педагогическая запущенностьХХХХ Школьная тревожность и хроническая неуспешностьХ Х ХХ Уход от деятельности ХХ ВербализмХ Х Интеллектуализм Х Х Социальная дезориентация ХХ Негативное самопредъявление ХХ Развитие по игровому типуХХХ Истероидная акцентуация ХХ Гипертимный склад личности ХХ Сензитивная акцентуация ХХХ Психоастенический склад личности ХХ Эпилептоидный склад личности ХХ Циклоидный склад личности (в период спада настроения) ХХ Шизоидная акцентуация ХХ
56 Проблемы леворукого ребенка Сниженная способность зрительно-двигательной координации Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти Замедленная переработка информации Трудности переключения и концентрации внимания Нарушение фонематического слуха, ошибки звукобуквенного анализа Эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность.
57 Программа формирования УУД в ОУ План работы МО учителей начальной школы по формированию УУД План работы МО учителей начальной школы по формированию УУД План работы психолога (психологической службы) по формированию и мониторингу УУД План работы психолога (психологической службы) по формированию и мониторингу УУД План административного контроля за результатами формирования УУД План административного контроля за результатами формирования УУД План административного контроля процесса и результатов внедрения системы оценки планируемых результатов План административного контроля процесса и результатов внедрения системы оценки планируемых результатов
58 Измерениеуровня сформированности универсальных учебных действий Измерение уровня сформированности универсальных учебных действий как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий; как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно- практических задач средствами учебных предметов; как успешность выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
59 Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года 373» Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение
60 Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации Урочная деятельность Внеурочная деятельность Внешкольная деятельность
61 Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы традиционные российские религии Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников патриотизм социальная солидарность гражданственн ость семья труд и творчество наука искусство и литература природа человечество
62 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности Оценка достижения результатов проводится через неперсонифицированные мониторинговые исследования и отражается в портфолио младшего школьника.
63 Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих программ.
64 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИОННЫ Е ФОРМЫ Спортивно- оздоровительное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно- оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Проектная деятельность экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, тематические лагерные смены, летние школы
65 1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ. 2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы или комплексные, тематические программы для всего периода обучения школьников с выделенными этапами для каждой ступени. 3. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. 4. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников (комплексные, тематические программы внеурочной деятельности), то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части. Общие правила разработки программ внеурочной деятельности
66 Общие правила разработки программ внеурочной деятельности Программа, предполагающая организацию одного вида внеурочной деятельности школьников (программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня; программы по конкретным видам внеурочной деятельности), должны соответствовать определенной структуре. 6. В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы. 8. Все программы внеурочной деятельности должны быть утверждены решением педагогического совета образовательного учреждения.
67 Психологические проблемы внедрения и реализации новых образовательных стандартов Внутренние барьеры принятия новых стандартов со стороны педагогов: Мифологизация стандартов Нет понимания идеологии и замысла преобразований Тревога из-за новизны и ситуации неопределенности, страх ошибки Саботажные личностные качества и профессиональные деструкции: пассивность, выученная беспомощность, экстернальность, ригидность, равнодушие, пессимизм.
68 Внутренние барьеры принятия новых стандартов со стороны родителей: Неготовность к выбору профильного обучения, неготовность к формированию социального заказа и активному взаимодействию с администрацией школы, перекладывание ответственности за обучение и воспитание ребенка на ОУ. Противоречие между содержанием духовно- нравственной концепции и агрессивной социальной средой вне стен школы, эгоцентрической и потребительской направленностью массовой культуры.
69 Заказ работодателей Сотрудник, который: умеет решать проблемы; умеет работать в коллективе; умеет общаться; способен к самоуправлению; обладает высокой мотивацией на профессию; ведет здоровый образ жизни.
70 Психологическое сопровождение реализации новых ФГОС Психологическая поддержка педагога на этапе внедрения новых ФГОС. Проведение тренингов развития профессиональных и личностных компетенций. Психологическое консультирование педагогов и родителей по психолого-педагогическим проблемам в связи с введением новых стандартов. Участие в разработке программ формирования УУД у обучающихся. Подбор психодиагностического инструментария для оценки формирования УУД, метапредметных и личностных результатов обучения. Психодиагностика учащихся на этапе поступления в школу и мониторинг уровня развития УУД. Разработка и реализация коррекционно-развивающих занятий по формированию УУД.
71 О плюсах Уже с первого класса дети начнут заниматься самостоятельно и осознанно добывать знания, чтобы в дальнейшем применять их на практике. Большое внимание будет уделяться личным достижениям учащихся. Школе возвращается воспитательная функция, утраченная ею в последние десятилетия. Массовые переобучение и переподготовка учителей, которым предстоит работать в принципиально новой школе, повлекут за собой коренные изменения во всей системе педагогического образования.
72 Кафедра психологии ККИДППО Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей (В. Вильсон) Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.