Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.fstrf.ru
1 Эволюционная концепция целевой модели розничного рынка электроэнергии (мощности) 26 октября 2009 г. Сочи
2 Модель розничных рынков переходного периода 2 Основные свойства переходной модели: Для чего был задуман институт Гарантирующих поставщиков? - для надежного энергоснабжения «спящих» потребителей; - для свода баланса внутри периметра при невозможности установки коммерческого учета всем потребителям; -для гарантии платежей генерирующим и сетевым компаниями (покрытие кассовых разрывов); Гарантирующий поставщик единственный кто заинтересован: - в 100% собираемости платежей; - в сбалансированности правил оптового и розничного рынков; - и НЕ заинтересован в росте цен (выше цены – сложнее собирать платежи); Гарантирующий поставщик (ГП) – энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с любым обратившимся к ней потребителем - ПУБЛИЧНАЯ КОМПАНИЯ Институт гарантирующих поставщиков (начиная с 2006 года) в сложных условиях нормативных и кассовых «разрывов» сумел обеспечить надежность снабжения потребителей и платежи поставщикам
3 Проблемы переходной модели МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ (РАО в целях продвижения реформы всех «загоняло» на оптовый рынок. Многочисленный состав делает работу оптового рынка не прозрачным и порождает неплатежи.) НЕТ КОНКУРЕНЦИИ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ МЕЖДУ ГЕНЕРАТОРАМИ: ОРЭ – РЫНОК ПОСТАВЩИКА (100% оплата мощности генерации, цена формируется по заявкам генераторов, по правилам рынка сбыт или потребитель с 100 млн. кВтч. все покупает по той же цене, что и с 30 млрд. кВтч.) НЕТ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВЫХ ГАРАНТИЙ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ (субъектам ОРЭ являются в том числе и финансово-нестабильные компании. Состав потребителей ОРЭМ: 214 сбытовых компаний+крупные потребители) НЕТ КОНКУРЕНЦИИ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ ( конкуренция за сбытовую надбавку (2-4% от конечной цены) дискредитировала идею конкурсов на статус ГП; нет механизмов заключать для розничных потребителей долгосрочные договоры на оптовом рынке и пр.) НЕПЛАТЕЖИ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ (нет четкого регламента ограничений потребителей за неплатежи); МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ ГП – НЕ ПРОЗРАЧНОСТЬ И НЕ КОНТРОЛИРУЕМОСТЬ (около 300 ГП в стране, 124 из которых – субъекты ОРЭ.) 3 Переходная модель розничных рынков сыграла свою важную роль в переходный период реформирования, но не эффективна для дальнейшего развития рыночных отношений (36-ФЗ: конец функционирования переходной модели – 2011 г.)
4 Основные задачи целевой модели Создание эффективной модели на розничном рынке в условиях 100% либерализации: Развитие конкуренции на РРЭ – свободный переход любого потребителя к любой сбытовой компании; Эволюция ГП - трансформировать институт ГП, не создавать лишних структур на рознице с нуля, фактически статус ГП будет означать - «подхват» потребителей и сведение баланса по ГТП ГП. Конкуренция на РРЭ невозможна без: конкуренции между генераторами и механизма долгосрочных договоров коммерческого учета у потребителей легализации перекрестного субсидирования повышения платежной дисциплины на оптовом и розничном рынках Введение реальной конкуренции на рознице при сохранении надежного энергоснабжения ДАТА ВВЕДЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ: 2011 г.? 2014 г.? 4
5 Способы достижения эволюционной целевой модели 1. ОТКАЗ ОТ РЕВОЛЮЦИИ НА РОЗНИЦЕ. Поэтапное наведение порядка в работе как оптового, так и розничного рынков. Эволюция модели, а не революция 2. УСИЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СУБЪЕКТАМ ОПТОВОГО И РОЗНИЧНОГО РЫНКА. Наведение порядка на рознице через наведение порядка на опте, чтобы компании-однодневки не могли стать субъектами ОРЭ и снабжать потребителей на РРЭ. Введение системы финансовых гарантий на ОРЭ сократит количество неплатежеспособных компаний. Повышение требований к платежной дисциплине на рознице (не заплатил – отключили). 3. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СБЫТОВОГО БИЗНЕСА. Сегодня правила не позволяют сбытам получать прибыль, т.к. действует правило нулевой рентабельности. Правила оптового и розничных рынков для сбытовых компаний должны быть аналогичны правилам для генераторов – сбытовые компании тоже должны иметь возможность зарабатывать и инвестировать в свой бизнес и стимулы бороться за всех потребителей. 4. КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ФИНАНСОВО- УСТОЙЧИВЫМИ СБЫТОВЫМИ КОМПАНИЯМИ ЗА КАЖДОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ (многоквартирный дом, завод, киоск…): Сбыты должны иметь возможность купить дешевле (но больше по объему), и поставить дешевле потребителю (долгосрочные договоры с генерацией). Сбыты должны иметь возможность улучшить качество обслуживания потребителей. 5. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ – оставить субсидирование только в рамках социальной нормы и сделать его адресным 5
6 Эволюционная модель: Ценообразование 6 Цена покупки электроэнергии Тариф на услуги по передаче электроэнергии Сбытовая надбавка ГП Коммерческий оператор ОРЭ публикует статистику свободных цен Тариф, утвержденный РСТ субъекта РФ 1 вариант Утверждается предельный максимальный уровень сбытовой надбавки по группам потребителей в % от конечной цены или цены покупки электроэнергии. 2 вариант Злоупотребления по ценовой политике со стороны гарантирующего поставщика отслеживает антимонопольная служба на основе бенчмаркинга. Возможность предложить любое ценовое меню для любой группы потребителей Предложение ЭСО не регулируются, естественными ограничителями являются цена ГП и конкуренция. С ростом конкуренции происходит максимизация диапазона ценового меню, предлагаемого энергосбытовыми компаниями потребителям (дифференциация по всем возможным параметрам: одноставочные / двуставочные / зонные, напряжение, категория надежности, интервал/интеграл, ЧЧИ, категории/группы потребителей, ОКВЭД и т.д.). Для ЭСК Для ГП Без регулирования С регулированием
7 Эволюционная модель: Передача функций (статуса) ГП В целях осуществления функции сведения баланса электроэнергии (мощности) от точек поставки на ОРЭ до точек поставки каждого розничного потребителя статус ГП сохраняется за гарантирующими поставщиками - субъектами ОРЭ. При этом гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым обратившимся потребителей. 7 Передача статуса ГП от действующего гарантирующего поставщика к иной организации возможна только при наступлении следующих условий: лишения статуса субъекта ОРЭ банкротство добровольный отказ несоответствие требованиям, предъявляемым к гарантирующим поставщикам, в том числе неудовлетворение критериям качества обслуживания потребителей Гарантирующий поставщик Функция 1 сведение баланса Функция 2 сбытовая деятельность, в т.ч. подхват потребителей Передача статуса возможна следующими способами: конкурс между крупнейшими гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми компаниями), управляющими компаниями гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми компаниями). продажа компании при несоответствии гарантирующего поставщика необходимым требованиям. Продажа также производится на конкурсной основе, в конкурсе имеют право участвовать крупные финансовые устойчивые компании (объём собственного капитала, финансовые показатели, подтверждение того, что компания будет поддерживать стандарт качества обслуживания потребителей и т.д.).
8 Эволюционная модель: Требования к покупателям – субъектам ОРЭ и РРЭ Учитывая, что основной риск неплатежей на ОРЭ – это наличие недобросовестных покупателей – субъектов ОРЭ, пересматриваются критерии доступа на оптовый рынок: доступ на рынок разрешен компаниям, удовлетворяющим объемным критериям, финансовым показателям и т.п. Разрабатывается и утверждается система финансовых гарантий на ОРЭ (комплекс мер, обеспечивающий платежи, но отличающийся вариативностью для участников) например: увеличение штрафов, ужесточение санкций к неплательщикам; введение гарантийного обеспечения на оптовом рынке введение месячной предоплаты поставленной электроэнергии (мощности) увеличение взноса и текущих платежей в НП «Совет рынка», при этом сумма средств направляется на формирование «страхового» фонда на ОРЭ субъектов ОРЭ Крупные финансово устойчивые покупатели - субъекты ОРЭ На ОРЭ На РРЭ Ужесточение условий оплаты для сбытовых компаний и потребителей на РРЭ Ужесточение санкций в отношении неплательщиков – конечных потребителей (отключение – как норма)
9 Эволюционная модель: Коммерческий учет на ОРЭ и РРЭ Для обеспечения возможности перехода потребителей между сбытовыми компаниями вводятся выполнимые и не дорогостоящие требования к системам учета на розничном рынке. 9 Для создания полноценной конкуренции за потребителя на РРЭ создается возможность покупки в рамках ГТП ГП нескольких ЭСК: существование одной группы точек поставки с АСКУЭ на территории субъекта РФ (либо несколько ГТП, если ГП 2-го уровня к стали субъектами ОРЭ и обеспечили в рамках своей ГТП КУ, соответствующий правилам ОРЭ) в границах этой (этих) ГТП функционируют несколько ЭСК – субъектов ОРЭ, включая гарантирующего поставщика, а также ЭСК- субъектов РРЭ покупающие электроэнергию у ГП (в том числе на среднеоптовой бирже) потребитель может осуществлять смену поставщика э/э в течение месяца (переход потребителя не чаще 1 раза в квартал). При этом, необходимость в установке системы АСКУЭ исключается. Для смены поставщика потребителю достаточно иметь интервальные приборы учета. У потребителей также остается право выхода на ОРЭ (непосредственно, либо через ЭСК) посредством регистрации отдельной ГТП с учетом выполнения такими потребителями всех условий оптового рынка в части финансовых гарантий и коммерческого учета на оптовом рынке (АСКУЭ). Для смены поставщика потребителю необходимо и достаточно иметь интервальные приборы учета (класс точности –0,2 S) с периодом хранения профиля 3 месяца.
10 Эволюционная модель: Конкуренция между генераторами В целевой модели объем электроэнергии, продаваемой по результатам конкурентного отбора мощности, на РСВ и на бирже не выше 20%. Остальная электроэнергия (мощность) торгуется по свободным двусторонним договорам. Торговля на торговых площадках служит ориентиром при заключении свободных договоров. При этом у покупателей существует возможность приобретения объема электроэнергии по более низкой цене, чем на торговой площадке. Для создания на ОРЭ полноценной конкуренции между генерирующими компаниями создаются экономические стимулы (варианты): ограничение на объем электроэнергии (мощности), продаваемой по результатам конкурентного отбора и на бирже. не 100% оплата мощности поставщикам на оптовом рынке и разрешение производителям возмещения условно-постоянных затрат на РСВ экономическое стимулирование поставщиков заключать долгосрочные договоры 10
11 Эволюционная модель: Среднеоптовая биржа Для потребителей и независимых ЭСК на рознице ГП обязан проводить биржевые торги, по итогам которых будут заключаться среднесрочные контракты на поставку электроэнергии с условием «take or pay». Потребитель сможет в течение определенного периода приобретать электроэнергию по более выгодной цене. Для ГП выгода будет заключаться в том, что потребитель в период действия контракта практически гарантированно остается на его обслуживании. 11 Гарантирующий поставщик Покупка электроэнергии с оптового рынка по более низким ценам за счет объема Продажа электроэнергии на бирже энергосбытовым компаниям и потребителям РРЭ
12 Схема функционирования эволюционной целевой модели Основные свойства: Многообразие и доступность механизмов конкуренции обеспечивается НОРМАМИ ЗАКОНА. ГП – цена ГП дает естественный «потолок» для ЭСК, ГП – «поставщик последней надежды» ЭСО = игра на рыночных ценах, разработка свободных ценовых меню для конечных потребителей, конкуренция по набору дополнительных услуг и пр.. Гарантирующий поставщик Поставщики ОРЭ АТС ЭСО РРЭ Потребители ЭСО ОРЭ Потребители (бюджет, население и пр.) ЭСО ОРЭ Потребители 12
13 Эволюционная модель: Поэтапный переход I Этап ( гг.) Сохранение предельных уровней регулирования Дифференцированная сбытовая надбавка. Введение новых требования по финансовой устойчивости к субъектам ОРЭМ (система предоплат и финансовых гарантий) На рознице – введение бюджетных гарантий за бюджеты и гос.предприятия; для потребителей - гарантии в объеме аварийной брони; регламентация отключений : легализация перекрестного субсидирования. II Этап ( гг.) Отмена предельных уровней регулирования (полностью начинает работать целевая модель розничного рынка) Создание конкуренции на оптовом рынке между поставщиками за потребителя Изменение модели ценообразования на розничном рынке: - ЭСК – полностью свободное ценообразование - ГП – предельный уровень сбытовой надбавки с учетом справедливой нормы прибыли ГП – баланс э/э (мощности) региона по границам ГТП+ функция «поставщика последней надежды» 13
14 Эволюционная модель: Преимущества Нет резких непросчитанных изменений законодательства и действующей модели Нет появления новых инфраструктурных организаций, существующих за счет потребителей Есть конкуренция за конечных, даже самых мелких, потребителей, без потери надежности энергоснабжения Есть ценовой потолок в виде цены ГП как поставщика «последней надежды» 14
15 15 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.