Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГеннадий Новожилов
1 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 3 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
2 С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования2 Ранее рассмотрели темы (лекция 2) Тема 1. О начале науки (Античная наука, Наука Нового времени. Развитие исследовательского метода). Тема 2. Признаки диссертационного исследования (7 признаков: диссертация как НК работа, нормативность, позитивность результатов, самостоятельность, научное руководство, итерационность, классификация отраслей науки ).
3 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования3 Темы лекции 3 Тема 1. Соискатель, научный руководитель и консультант. Тема 2. Современная научная школа. Начало XXI века. Тема 3. Компоненты диссертационного исследования.
4 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования44 Тема 1. Соискатель, научный руководитель и консультант.
5 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования55 Идеальный научный руководитель: 1. 1.Доктор наук, профессор Соответствие отрасли науки Соответствие научной специальности Член диссертационного совета Не обременен административными обязанностями Непосредственно руководит научными исследованиями в рамках научно-исследовательской программы (статьи) Исследования поддерживаются грантами (РФФИ, РФГНИ) Носитель продуктивных идей (идея и реализация) Способен к продуктивной совместной работе над планом и текстом диссертации, постановке эксперимента (передача неявного знания) По тематике защищены диссертации (направление, образцы) Исследования обеспечены материально и инструментально.
6 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования66 О формах руководства аспирантами 1. 1.Традиционная – у диссертанта один руководитель, специалист по тематике диссертации (он должен знать все!? Теорию, практику. Эффективность?) Нетрадиционная – у диссертанта несколько консультантов (математик (модель), программист (ПО), ученый-методист (формат научной работы) ). Требуется лучший консультант!?
7 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования77 Почему нетрадиционная? 1. Повышение сложности научных задач. Отсюда выбор наиболее квалифицированных специалистов отрасли науки. 2. Революционное повышение интенсивности и информативности коммуникаций. Изменяется психологический тип ученого. Выход его из интровертной зоны в экстравертную. Исчезают территориальные границы сотрудничества 3. Проектная организация деятельности (задача как проект, грант, программа, коллектив, ресурсы, масштабность).
8 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования88 Тема 2. Современная научная школа. Начало XXI века.
9 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования99 СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА (формирование понятия) Признак. Научная школа (НШ) состоит из двух групп ее членов: a) a) имеющих ученую степень и b) b) не имеющих ученой степени, но желающих ее получить. «Возникновение научной школы – результат уровня научных знаний, при котором дальнейшее развитие возможно при объединении усилий в коллективный творческий труд» (Воронова Е.Ю.)
10 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1010 Известные критерии НШ: Наличие лидера. Наличие исследовательской программы. Наличие защит диссертаций по исследовательской программе НШ. Сочетание научной и преподавательской деятельности членами НШ. Признание за рубежом. Производство продуктов научной и педагогической деятельности: статьи, монографии, учебники, патенты. Обмен неявным знанием, обучение в формате традиций НШ. Преемственность поколений. Наличие духовной общности. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА (формирование понятия)
11 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования11 Мегаструктура НШ Учитель - ученик Исследовательская программа Организационная инфраструктура Университет Институт Академия Профессор - аспирант Грант РФФИ, РФГНИ
12 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1212 Особенности научных школ Научные школы имеют различные традиции в различных классах отраслей науки. Техника и технологии: ( (короткий жизненный цикл, сложность, масштабность) Освоение космоса. Энергетика. Информатика. Промышленность, машиностроение. Экология. Естественно-научные и логические Объекты природы (открытие) или математика (доказательство – аналитическое знание). Социальные и гуманитарные (описание, мысленный эксперимент, сценарий, прогнозирование)
13 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1313 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ В РФ (Указ президента от ) 1. 1.Безопасность и противодействие терроризму Индустрия наносистем Информационно-телекоммуникационные системы Науки о жизни Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники Рациональное природопользование Транспортные и космические системы Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика. Доминирует техногенное развитие.
14 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования14 Тема 3. Компоненты диссертационного исследования.
15 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования15 Компоненты, конструкты, регулятивы Компоненты = конструкты + регулятивы Конструкты – логические единицы структуры диссертации (конструкции или морфологии) ДИ. Регулятивы – логические единицы процесса выполнения диссертационного исследования. М.А. Розов: «Посмотрите и сравните друг с другом рефераты кандидатских и докторских диссертаций. Они различны по содержанию, но написаны по одной и той же схеме. Можно подумать, что они следуют какой-то официальной инструкции, однако такой инструкции не существует». Но! (ГОСТ Р – 2011) Розов М.А. (1930 – 2011) Морфология сказки (31 функция действующего лица) Вл.Як. Пропп (1895 – 1970 г.г.) профессор ЛГУ
16 Конструкты (10): Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования16 1.Объект ДИ. 2.Предмет ДИ. 3.Наименование диссертации. 4.Научная проблема (проблемная ситуация). 5.Цель и задачи исследования. 6.Гипотеза нового научного знания (разработки). 7.Методы выполнения ДИ. 8.Научно обоснованные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна (на защиту выносятся ?). 9.Новое научное знание, представленное соискателем в диссертации. 10.Значение результатов для теории и практики.
17 Конструкты и регулятивы Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования17 4 Конструкт (структура)Регулятив (процесс) 1.Объект исследования 1. Выбор объекта 2.Предмет исследования 2. Выбор предмета. 3. Актуализация объекта и предмета исследования. 3.Наименование диссертации 4. Формулирование наименования тематики и наименования диссертации. 5. Информационный поиск. 4.Научная проблема (проблемная ситуация) 6. Оценка проработанности предмета. 7. Описание проблемной ситуации (выявление недостаточного знания об объекте исследования); 8. Поиск идей нового научного знания или инновационных решений; 5.Цель и задачи исследования. 9. Определение целей и задач (направлений) исследования;
18 Конструкты и регулятивы (продолжение) Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования18 4 КонструктРегулятив 6.Гипотеза нового научного знания (разработки) Построение категориальной матрицы (концепции) ДИ. 11. Формулирование гипотез исследования и их следствий. 12. Анализ и выбор типа результатов. 7.Методы выполнения ДИ. 13. Выбор методической формы диссертации и структуры изложения диссертации; 14. Формирование исследовательской и коллекторской программ ДИ; 15. Выбор методов получения результатов; 16. Выбор методов обоснования результатов; 8.Новые научные результаты, полученные соискателем. 17. Получение результатов. 18. Формулирование научной новизны предмета исследования.
19 Конструкты и регулятивы (продолжение) Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования19 4 КонструктРегулятив 9.Новое научное знание, представленное в диссертации. 19. Обоснование достоверности результатов. 20. Построение теоретической и эмпирической интерпретаций, их сравнение, анализ; 10.Значение результатов для теории и практики. 21. Изложение нового научного знания в научных выводах диссертации; 22. Оценка значения результатов для теории и практики; 23. Формулирование рекомендаций для практического использования результатов диссертационного исследования.
20 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования20 Мы рассмотрели темы лекции 3: 1. 1.Соискатель, научный руководитель и консультант (идеальный руководитель, формы руководства) Современная научная школа. Начало XXI века (критерии, мегаструктура, традиции) Компоненты диссертационного исследования (10 конструктов + 23 регулятива = 33 компонента).
21 Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования21 ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ: ??? Поблагодарим друг друга за труд! До встречи на следующей лекции!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.