Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнна Мурина
1 Работу выполнила группа « Поэты »
2 Есть ли способы улучшения качеств собственной речи, или красивая речь – это талант ?
3 Гипотеза : Собственную речь можно улучшить, развить, но, чтобы стать истинным поэтом, нужен талант
4 1. Выяснить критерии « красивой » речи 2. Обратиться к опыту поэтов и писателей 3. Составить памятку, помогающую развить речь
5 Культура речи – это « владение нормами устного и письменного литературного языка ( правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики ), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи » ( Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990 год )
6 Правильность Коммуникативная целесообразность Точность высказывания Логичность изложения Ясность и доступность изложения Чистота речи Выразительность речи Разнообразие средств выражения Эстетичность Уместность
7 Правильность – это соблюдение языковых норм : произносительных, грамматических, стилистических. Например, правильно произносить скворе / ш / ник, а не скворе / ч / ник, говорить не не квАртал, а квартАл, оплатить проезд, а не « оплатить за проезд »! Для этого нужно постоянно следить за своей речью, иметь силу воли и пользоваться словарями ударений, толковыми, лексико - грамматическими. Но правильность - это только первая ступень в овладении речевой культурой !
8 Коммуникативная целесообразность – принцип, согласно которому речь должна соответствовать условиям и целям общения. То есть, человек должен уметь строить речь, помня о 3 вопросах : Кому говорю ? Зачем ? Где ? Например, если в бытовой ситуации человек будет говорить книжным языком, его не так могут понять : либо он не русский, либо одержим манией бюрократического величия или учёной отрешённости, либо находится в состоянии скрытой нервной напряжённости. Так, в бытовой речи неуместны слова идентичный вместо одинаковый, нежели вместо чем, ибо вместо потому что.
9 В этом понятии выделяются 2 аспекта : точность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове. Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания ( правда или ложь ). Во втором аспекте возможны следующие недостатки : Отсутствие конкретности : « Кое - кто кое - где у нас порой …» Смешение паронимов : осудит - обсудит, представит – предоставит Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог. Л. Н. Толстой
10 Высказывание должно отражать логику действительности, логику мысли и характеризоваться логикой речевого выражения. Логичность мысли означает верность отражения фактов действительности и их связи ( причина – следствие, сходство – различие и т. д.), обоснованность выдвигаемой действительности, наличие аргументов за и против, сведение аргументов к выводу, опровергающему или доказывающему гипотезу. Хрестоматийными примерами нарушения логики являются известные фразы : « В огороде бузина, а в Киеве дядька », « Шёл дождь и два студента, один - в университет, другой – в галошах ». Нарушение абзацного членения – это тоже логическая ошибка.
11 Ясность изложения предполагает понятность речи её адресату. Она достигается путём точного и однозначного употребления слов, словосочетаний, терминов, грамматических конструкций. Доступность ( доходчивость ) изложения – это способность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересовать его. Но ! Не всё, изложенное ясно, бывает доступно для понимания каждого человека. Например, прочитанная ясным языком лекция по ядерной физике будет доступной для специалистов.
12 Чистой называется речь, в которой нет чуждой литературному языку элементов ( слов и словосочетаний ) или отвергающих нормы нравственности. К таким элементам относятся слова - паразиты, которые появляются в речи при раздумье или паузе ( вот, а, так сказать ), диалектизмы и просторечные слова ( чаво, здеся ), варваризмы ( иностранные слова, имеющие русские эквиваленты, - анонс, пролонгирование ), жаргонизмы ( лафа, клёво ), вульгаризмы ( бранные слова ).
13 Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес слушателей и читателей. Выразительность бывает информационной ( когда слушателей заинтересовала информация ) и эмоциональной ( когда слушателям интересен способ изложения, манера исполнения ). Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. А. С. Пушкин
14 Это требование выполняется при наличии у говорящего или пишущего большого активного лексического запаса, синонимов, применения синонимичных синтаксических конструкций, всех типов предложений. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн
15 Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения. Для достижения эстетичности используются эвфемизмы – эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо слов и выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными. Например, говорят : « У него расстройство желудка ».
16 Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника. Очень хорошо отражает суть этого принципа поговорка : « В доме повешенного не говорят о верёвке ».
17 Поэзия – та же добыча радия … В. В. Маяковский Многие вели записные книги, например, А. П. Чехов и С. Довлатов. В них они « рисовали » образы людей, ситуаций. Из их записных книжек родились книги ! Отдавали много времени черновикам, вариантам произведения М. И. Цветаева, Л. Н. Толстой. В ходе работы над романом « Война и мир » Л. Толстой много работал с копиями, не уставая переделывать даже целые главы. Иногда, как вспоминала С. А. Толстая, работа не прекращалась уже и после получения гранок. Автор утверждал, что трудность писательства состоит в том, чтобы из слов и образов выбрать одно или один, но самый нужный, правдивый и точный. Н. С. Гумилёв « сделал » себя поэтом каждодневной тренировкой, выработкой собственного стиля. Все много читали !
18 1. Читайте как можно больше ! Выбирайте, как говорил академик Д. С. Лихачёв, истинное чтение, а не « чтиво ». 2. Записывайте удачные выражения, слова и обороты речи, уместно их употребляйте, тренируйте язык ! 3. Чтобы научиться писать, надо писать : « Ни одного дня не может быть у писателя без того, чтобы не написать хоть строчку !» ( Ю. Олеша ) 4. Работайте со словарями, интересуйтесь историей языка, изучайте иностранные языки : « Кто не знает иностранных языков, тот не имеет понятия о своем собственном » ( И. Гёте )
19 По нашей речи судят о нас ! Наш язык – важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело. Д. С. Лихачёв
20 Конечно, овладевайте культурой речи ! Изучите основы стихосложения ! Но в погоне за формой не теряйте искренности ! Ищите нужное слово, переделывайте текст ! Добивайтесь чистоты и ясности звучащей мысли ! В поиске рифмы не будьте тривиальны, экспериментируйте ! Трудитесь, трудитесь ! Развивайте свой талант ! Вот что писал Л. Н. Толстой : « Надо навсегда отбросить мысль писать без поправок », « Надо, главное, не торопиться писать, не скучать поправлять, переделывать 10,20 раз одно и то же »!
21 Несомненно, в любом деле нужен талант ! Как говорит главная героиня пьесы Цагарели Ханума : « Хороший пастух – поэт, хороший сапожник – тоже поэт ! Поэт – тот, кто всю душу в свою работу вкладывает ». А плохой сапожник ? – спрашивают у неё. – « Плохой – сапожник ! Что о нём говорить !» Без таланта нельзя. Но ! Можно иметь талант, но не развивать или не иметь возможностей для его развития. А чтобы развивать талант, нужны трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость, стойкость и мужество. Талант сам по себе ничего не даст или очень мало. Как записал В. Я. Брюсов в своём дневнике года : « Талант, даже гений честно дадут только медленный успех, если дадут его …»
22 Способы развития и приобретения культуры речи известны, они есть, но, чтобы ими воспользоваться, нужно приложить немалые усилия. « Красивая » речь – это отчасти проявление таланта, но в большей степени это образование, самообразование, долгий и упорный труд.
23 1. Горшков А. И. Русская словесность.- М. Дрофа, 2011 год 2. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. « Речевая коммуникация : учебник. – М.: ИНФРА - М, 2008 год 3. Журавлёв А. П. Звук и смысл.- М. « Просвещение », 1981 г 4. Фогельсон И. А. Литература учит. - М. « Просвещение », 1990 г
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.