Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГерасим Спичаков
1 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Духовное развитие общества.
2 Цель : Цель : познакомиться с сущностью материальной и духовной культуры, увидеть способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур. План : 1. Культура как явление общественной жизни. 2. Духовное развитие общества. 3. Субкультура и контркультура. 4. Проблема многообразия культур. 5. Диалог культур. Толерантность.
3 Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына : - Как тебе понравилось путешествие ? - Это было замечательно, папа ! - Ты увидел, насколько бедными могут быть люди ? - спросил отец. - Да. - И чему ты научился из этого ? Сын ответил : - Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них - четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них - бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звезды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт. Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил : - Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.
4 Духовность обозначает любые высшие, ведущие ценности в человеческой душе. Это то, что отличает нас от животного мира. Духовное развитие - процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры : гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др. Духовное развитие общества воплощается в развитии форм общественного сознания : морали, религии, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса.
5 культура представляет собой совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни. культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества.
6 Основные подходы к пониманию культуры
7 Культура и её виды Культура и её виды
8 Материальная культура связывается обычно с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей. это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества. Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека : достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями. духовная культура - система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире.
9 Функции культуры Функции культуры Познавательная Познавательная Целостное представление о народе, стране, эпохе. Оценочная Оценочная Отбор ценностей, обогащение традиций. Регулятивная ( нормативная ) Регулятивная ( нормативная ) Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности. Информативная Информативная Передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предыдущих поколений. Коммуникативная Коммуникативная Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности ; развитие и совершенствование личности через общение Социализации Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
10 Процесс развития духовной культуры Накопление культурных ценностей Усвоение, сохранение и трансляция культурных ценностей Усвоение, сохранение и трансляция культурных ценностей Передача культурных ценностей последующи м поколениям
11 Пути приращения культурного богатства Пути приращения культурного богатства
12 План урока 1.Субкультура и контркультура 2. Проблема многообразия культур 3.Диалог культур 4.Толерантность Задание : сформулируйте цели урока
13 Субкультура и контркультура Субкультура ( лат. sub под и cultura культура ; подкультура ) в социологии и культурологии часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры.
14 Контркультура Контркультура специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры : языком ; взглядами на жизнь ; манерами поведения ; прической ; модой, обычаями.
15 Главная характеристика контркультуры – это протест, несогласие, активная оппозиция. Назовите причины появления контркультурных тенденций.
16 Скинхеды – агрессивная субкультура
17 Рэперы – ритмичный речитатив
18 Причины появления контркультурных тенденций. 1. Они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. 2. Потребность в самоутверждении.
19 Мировоззренческие установки Евроцентризм – ориентация на культурный строй Запада. Американоцентризм - одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Афроцентризм ( негритюд ) - расовая идеология самоутверждения людей с чёрным цветом кожи. Направлен на борьбу с евроцентризмом в различных сферах общественного. Цель реабилитация негроидной расы, самоидентификация, ценностное возвышение африканской культуры
20 Мировоззренческие установки Мировоззренческие установки Арабский национализм - сегодня представляет собой политическое движение, стремящееся к восстановлению главенства арабов, подобного тому, которое существовало в арабо - мусульманской империи во времена халифов. Исламский фундаментализм - течение, декларирующее необходимость возвращения мусульман к строгому соблюдению требований Корана и других священных в данной религии книг, а также « освобождения мусульманских земель от колонизаторов »
21 Диалог культур. Толерантность взаимодействие ( взаимообмен ) различных культур между собой, взаимосотворение культурного пространства.
22 Толерантность – инструмент взаимодействия в диалоге культур Найдите в учебнике и запишите значение слова « толерантность » Стр.307 Составьте кластер « Формы толеранстности »
23 Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность : 1) без протеста воспринимать иные взгляды ; 2) уважать свободы другого человека ; 3) проявлять сострадание ; 4) выражать великодушие и терпение.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.