Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлиса Рогачева
1 Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей Проблемы и возможности одаренных детей Колесова Екатерина Олеговна, педагог-психолог МОУ «Зиминский лицей» г. Зима, август 2011
2 Что такое одаренность? «Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности» «Одаренность – широта возможностей человека, условие и своеобразие его деятельности» «Одарённость - умственный потенциал или интеллект, целостная характеристика индивидуальных познавательных возможностей и способностей к учению» «Одарённость – талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности»
3 У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области). Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую Как распознать одаренность ребенка?
4 Типы одаренности, которые легко увидеть учителю: Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать - сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим - нет
5 Успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе
6 Академическая одаренность При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться Особенности их познавательной сферы-мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности
7 Есть учащиеся с широкой способностью к обучению - они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках, а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности /дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам, или к гуманитарным
8 Креативность Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя
9 Тот факт, что практически у всех творческих детей подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы не случаен: именно так называемая неконформность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и являются личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира
10 У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся к этому много причин - и пониженная мотивация к усвоению /придумать им бывает легче, чем усвоить готовое/, и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам
11 Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира - будь то нестандартные темы сочинения, особые творческие задания или исследовательские проекты Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе
12 Лидерская, или социальная одаренность Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности» Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям
13 К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок
14 Признаки Сопутствующие одаренности трудности Блестящая долговременная память Превосходное понимание смысла прочитанного Лучше справляются со сложной и напряженной деятельностью Любознательны Развитая устная речь, богатый словарный запас Развитое математическое мышление Слабая кратковременная память Трудности фонетического анализа Рутинная деятельность, выполняется с трудом Не способны к заучиванию неинтересного материала Скудная письменная речь Трудности в выполнении несложных вычислений, запоминании таблицы умножения
15 Признаки Сопутствующие одаренности трудности Острая наблюдательность, развитое воображение Энергичны, активны, способны к длительной интенсивной деятельности Успешность в естественных науках, технике, искусстве, музыке Невнимательность на уроках Не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени Неудачи в освоении предметов, где велико значение слушания и последовательного запоминания
16 Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью
17 Этапы работы школы с одаренными и способными детьми: / этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности // этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности /// этап - этап формирования, углубления и развития способностей
18 Как диагностировать одаренность? Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа
20 Интеллектуальная Признаки различения Повышенная исключительная сообразительность. Динамичность и оперативность мыслительных процессов. Полное погружение в предпочитаемую сферу деятельности. Успешное применение знаний и умений в практических ситуациях. Острота аналитического ума. Стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор, развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели Методы Систематизированное наблюдение. Тест структуры интеллекта Амтхауэра
21 Академическая Ярко выраженный интерес к предмету. Способность к конструктивному овладению понятиями, терминологией по избранному предмету. Демонстрация понимания сложных причинно- следственных связей. Исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету. Тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета Методы Систематизированное наблюдение. Анкетирование. Тесты достижений. Тест Равена. Критериально ориентированные тесты
22 Творческая Умение переструктурировать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведе ний, фактов, различного рода заморочек, стремление мыслить и делать все по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам Методы Тесты Торренса, Роршаха Анкета «Ваш творческий потенциал» Тест на определение научно- исследовательских способностей учеников
23 Лидерская Имеет склонность к руководству и организации деятельности других, свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми, в определенной мере регулирует взаимоотношения одноклассников, проявляет инициативу, берет на себя повышенную ответ ственность, оказывает влияние на разрешение конфликтов, оказывает помощь советами, рекомендациями Тесты-опросники, шкала оценки характеристик одаренных учащихся (Рензулли) Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени). Методика изучения коммуникативных и организаторских умений
24 Формы обучения одаренных детей: Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса Обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области
25 Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает учитель) Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад Детские научно-практические конференции и семинары
26 Этап формирования, углубления и развития способностей Нестандартные формы урока; деятельностный тип обучения; усиление личностно ориентированного и оценочно-аналитического компонентов урока, элективных и кружковых занятий. Использования развивающих дидактических технологий, учет зоны ближайшего развития каждого ребенка Дополнительные и консультационные занятия, тренинги Интеллектуальные викторины, ринги, дебаты, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции и предметные олимпиады разного уровня организации; фестивали, соревнования. Считаем, что важно стимулировать социальные достижения, проявление доброты, щедрости, терпения, что позволяет ребёнку избавиться от собственной исключительности, а родителям - от «эксплуатации» детской одарённости Проектная и учебно-исследовательская деятельность; смотр-конкурс портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся Реализация предусмотренных мероприятий позволяет сформировать систему работы с одарёнными и способными детьми, создать базу для развития способностей, совершенствовать формы работы с детьми, иметь публикации наиболее интересных работ в школьном печатном органе и победы в конкурсах, сформировать банк данных, повысить квалификацию педагогов, работающих с одарёнными детьми Обучение и воспитание одарённости, создание ситуаций успеха – темы педагогических советов и производственных совещаний
27 Проблемы одаренных детей Неприязнь к школе Игровые интересы Конформность Погружение в философские проблемы Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием Потребность во внимании взрослых
28 Система психолого- педагогической поддержки одаренного ребенка Одаренный ребенок Классный руководитель Учителя- предметники Педагог- психолог Родители
29 Задача педагогов, работающих с одаренными детьми - сформировать и углубить их способности Исследования П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость
30 Личностнык качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми быть доброжелательным и чутким чувствовать потребности и интересы детей иметь широкий круг интересов и умений быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей иметь живой и активный характер обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму) проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний
31 Качества, поддерживающие и гармонизирующие творчество детей - поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим - не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по своему - уважать точку зрения ребенка, не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением - безоценочность в отношении к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом - творить вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса - не навязывать свою программу образов и действий, манеру мышления, а наоборот, понять логику воображения ребенка и встроиться в нее
32 Активные формы работы с детьми: Нестандартные формы урока Деятельностный тип обучения Усиление личностно ориентированного и оценочно-аналитического компонентов урока, элективных и кружковых занятий Использования развивающих дидактических технологий, учет зоны ближайшего развития каждого ребенка
33 Активные формы работы с детьми: Дополнительные и консультационные занятия, тренинги Интеллектуальные викторины, ринги, дебаты, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции и предметные олимпиады разного уровня организации; фестивали, соревнования
34 Активные формы работы с детьми: Проектная и научно-исследовательская деятельность Смотр-конкурс портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся Подготовка к олимпиадам должна быть в систематической в течение всего процесса обучения
35 Успехов в работе!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.