Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнатолий Шупелов
1 Системный подход к написанию сочинения-рассуждения Системный подход к написанию сочинения-рассуждения 1. Выявление проблемы текста и формулировка её. 2. Комментирование проблемы и изложение авторской позиции по данной проблеме. 3. Изложение собственной позиции и её аргументация. 4. Выводы.
2 1-ая группа уроков. Проблема текста 1-ая группа уроков. Проблема текста Ключевые вопросы уроков: Что такое проблема? Как выявить проблему? Как сформулировать проблему? Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
3 философские ( затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления); социальные (касаются устройства и жизни общества); политические (связаны с деятельностью государственной власти, партий и общественных групп); экологические (отражают взаимодействие человека и окружающей среды); нравственные (связаны с внутренними духовными качествами человека). Виды проблем:
4 1.Помните! Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. 2. Помните! Описанная в тексте конкретная ситуация – это частный случай. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. 3. Проблему текста надо не только выявить, но и сформулировать. Определяем проблему
5 Два способа формулировки проблемы : 1. Проблема какая : автор размышляет над проблемой воспитания, в тексте поднимается проблема одиночества, текст автора заставил меня задуматься над проблемой выбора профессии и т.д. 2. Формулировка в виде вопроса : каким должно быть правильное воспитание ребёнка? Этой сложной проблеме посвящён данный текст. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своём тексте автор. Д.З. Формулировка проблемы
6 Примерные задания учащимся. Цель: уметь находить проблемы в тексте и формулировать их. 1. Сформулируйте основную проблему исходного текста(проблема какая). 2. Сформулируйте основную проблему текста в форме вопроса. 3. К какому разряду можно отнести данную проблему( философская, нравственная, психологическая и т.д.). 4. Сформулируйте проблемы текста.
7 5. Какая из перечисленных проблем основная? 6. Какие проблемы не поднимаются в тексте(перечислены проблемы). 7. Прочитайте отрывок из сочинения и ответьте на вопрос:правильно ли понял ученик проблему, поднятую в тексте? Аргументируйте свой ответ. 8. Выберите из ряда высказываний только те, которые противоречат основной проблеме текста(проблемы и высказывания предлагаются).
8 Р.S. 9. Выберите из указанных высказываний(текстов) только те, в которых автор говорит о проблеме (истинного патриотизма, духовной деградации личности, милосердия…). 10. Проиллюстрируйте каким-либо известным вам фактом основную проблему текста.
9 Алгоритм рассуждения Исходный текстПовтор яем Получаем, определяем 1 О чём данный текст? ТемаТы увидишь тему 2 Какие вопросы рассматривает автор? Пробле ма Ты найдёшь проблемы 3 Какой вопрос волнует автора больше? Основна я пробле ма Ты найдёшь основную проблему 4 Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? Позици я автора Это поможет тебе понять авторскую позицию
10 Задания учащимся( слабый ) 1.Составьте назывной план текста(по абзацам, микротемы). 2.Преобразуйте его в вопросный план. Ответьте на вопросы. 3. Выберите вопрос, который можно задать ко всему тексту, т.е.использовать для формулировки основной проблемы текста. 4. Сформулируйте проблему текста( 2 способа). 5. Комментируем проблему(план перед глазами).
11 Р.S. 6. Определяем позицию автора, излагаем её, подтверждая примерами из текста.
12 2-ая группа уроков. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции Ключевые вопросы уроков: Что такое комментарий? Каковы типы комментирования текста? Как выявить и cформулировать авторскую позицию? Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.
13 1. Текстуальный – представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. 2. Концеп туальный – в центре внимания интерпретация проблемы, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст! 2 типа комментария текста.
14 Текстуальный комментарий ( от текста к действительности) Вопросы к текстуальному комментарию: На каких примерах автор рассматривает проблему? Какие имена(факты, события)упоминает автор? Какие эмоции он выражает в тексте? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
15 Концептуальный комментарий(от действительности к тексту) Вопросы к концептуальному комментарию: К какому типу проблем принадлежит эта? Актуальна ли она в наши дни? Значимость её для общества? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Почему она привлекла внимание автора? Какой аспект этой проблемы он рассматривает? К каким выводам автор подводит читателя?
16 Помните! Следует отличать комментарий от пересказа. Пересказывая, вы говорите, что делают герои, а комментируя, вы говорите о том, что делает( о чём думает, что говорит…) автор.
17 Памятка учащимся В комментарии не должно быть: пересказа исходного текста; рассуждений по поводу всех проблем текста; общих рассуждений о тексте( вам нужно прокомментировать одну проблему); комментариев о действиях героев текста.
18 Задания учащимся Цель: научиться комментировать проблему. 1. Напишите комментарий к сформулиро- ванной проблеме исходного текста(вопросы). 2. Прокомментируйте основную проблему текста, использовав языковые клише( набо- левшая проблема, актуальные вопросы, реальные жизненные ситуации, трагические последствия, опасная безнаказанность, процветающая бесхозяйственность и т.д.)
19 Р.S. 3.Прокомментируйте проблему, используя словосочетания(показное безразличие, наплевательское отношение к окружающим, достоинство личности, критическая оценка и т.п.). 4. Продолжите комментарий, сформулировав авторскую позицию… 5. Сравните ваш комментарий с предложенным (примеры комментариев).
20 Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Способы формулирования авторской позиции (языковые клише): Позиция автора такова… Решая проблему, автор приходит к выводу… В тексте доказывается мысль, что… Автор убеждает нас в том, что… В этом предложении звучит прямая авторская оценка… Это высказывание точно отражает позицию автора… Формулировка авторской позиции
21 Авторская позиция Памятка учащимся. Авторская позиция может быть выражена прямо, непосредственно: * в названии текста; * в отдельных предложениях; * через ряд аргументов.
22 Авторская позиция может быть выражена через модальный план текста: * риторические вопросы и восклицания; * порядок слов; * лексические повторы; * оценочную лексику; * модальные слова и частицы; * вводные слова, словосочетания, предло- жения.
23 Задания учащимся Цель: научиться излагать авторскую позицию. 1. В каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция? 2. Используя памятку, найдите и запишите несколько примеров способов выражения авторской позиции в тексте. 3. Изложите авторскую позицию, используя языковые клише. 4. Определите, какое средство выразительности использовано автором в следующем фрагменте…
24 Р.S. 5. На основании проблем, поднятых автором, сформулируйте авторскую позицию по ним Проблемы, поднятые автором Авторская позиция 1. Проблема духовной стойкости Проблема воспитания молодого поколения Проблема бесчеловечного отношения к животным 3.
25 3-я группа уроков. Аргументация собственной позиции 3-я группа уроков. Аргументация собственной позиции Ключевые вопросы уроков: Что такое аргументация? Каковы основные виды аргументов? Сформулировав позицию автора, выпускник должен выразить своё отношение к его точке зрения на данную проблему, подкрепив её двумя аргументами.
26 Формулировка собственной позиции ( тезис). Помните, что без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной! -К сожалению,.. -Нельзя остаться равнодушным… -Разделяя негодование автора, хочу сказать, что… -Интересно то, как автор … -Меня возмущает (радует, огорчает и т.п.) то, что… -С удовольствием прочитал…
27 Эта часть работы – сочинение-рассуждение: 1.Тезис (положение, которое надо доказывать). 2.Аргументация ( доказательства ). 3.Вывод ( общий итог ). Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед собеседником. Типичная ошибка: если поддерживаете позицию автора, то не следует анализировать его аргументы, приводите свои.
28 Аргументы Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис. Аргументы должны быть: а) правдивыми, опираться на авторитетный источник; б) доступными, простыми, понятными; в) отражающими объективную реальность.
29 Р.S. Аргументы могут быть за и против. Аргументыпротив должны убедить в том, что позиция автора ошибочна. Аргументация в этом случае должна быть тактична, корректна( я не вполне согласна.., позволю себе не согласиться…). Аргументов должно быть 2, но не более трёх, последний должен быть самым сильным.
30 Типы аргументов 1. Логические(рациональные): выводы науки, результаты экспериментов, статистика, законы природы, положения юридических законов…
31 Р.S. 2. Иллюстративные: примеры из художественной литературы ( см. банк аргументов); пример из личной жизни близких, знакомых, который мог бы иметь место быть в жизни при определённых условиях.
32 Р.S. 3. Предположительные(авторитетные): ссылки на авторитет : высказывания выдающихся людей, деятелей науки или литературы, которые воспринимаются всеми как аксиомы; пословицы, поговорки как народная мудрость, опыт народа.
33 Задания учащимся 1. Используя читательский и жизненный опыт, подберите известные вам аргументы, высказывая своё мнение( даны тезисы). Читательский опытЖизненный опыт 1. Художественная, историческая литература 1.Реальные факты из жизни окружающих 2. СМИ2. Собственные наблюдения, выводы 3. Научно-популярная литература 3. Традиционно- исторический опыт
34 Р.S. 2. Аргументируйте свой ответ примерами из художественной литературы ( можно использовать банк аргументов; составлен на уроках литературы). 3. Какие из приведённых мудрых мыслей можно выбрать в качестве аргументов к вашему сочинению? 4. Подберите аргументы к тезисам:
35 Не трать время зря. Это материал, из которого соткана жизнь. Нет героев от рожденья. Они рождаются в боях. Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наивысшей опасности. Не бойся ошибиться. Страх ошибки мешает движению вперёд. Дети – цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться…
36 Р.S. 5. Какие из приведённых ниже мудрых мыслей можно выбрать в качестве аргументов к вашему сочинению? (Предлагаются пословицы, высказывания писателей, учёных…или через интернет). 6. Приведите примеры из житейского опыта к следующему суждению(на выбор): вежливость позволяет многого добиваться; злой язык – признак злого сердца; милосердие в наше время умирает и т.п.
37 Р.S. 7. К какому тезису приведены следующие аргументы ( предложены тезисы и отрывки из художественных произведений в качестве аргументов). 8. Выберите фрагмент сочинения, не содержащий аргумент, который подтверждает тезис(дан тезис и два-три фрагмента сочинения).
38 Концовка сочинения 1. Оформите заключение сочинения: Таким образом,.. Итак,.. В заключение ещё раз подчеркну… Хочу закончить своё сочинение…
39 План сочинения-рассуждения. 1.Выявление проблемы текста и её формулировка. 2.Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. 3. Высказывание собственной позиции, её аргументация и выводы.
40 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.