Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПолина Шулепина
1 Тема Практические вопросы перехода от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда 1 Афанасьев Анатолий Иванович руководитель Центра по контролю условий труда ОАО НПП «Циклон-Тест» Тел: (495) , доб. 215, 225 тел.моб.: (8-916) эл.почта: сайт: 19 февраля 2014 г.
2 Новые нормативные правовые акты (январь 2014 г) Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ " О специальной оценке условий труда" Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"" («Закон-спутник» Закона о СОУТ) Приказ Минтруда России от г. 33н Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению 2
3 Можно ли завершать работы по АРМ в 2014 году 3 Приказ 342н (Порядок АРМ) пока не отменен, следовательно, никаких нарушений, если документы АРМ будут подписаны 2014 годам, не будет, но…. со стороны АО, которая предлагает такое работодателю, это будет подставой в отношении работодателя. Предприятия, потратив деньги на такую АРМ (которая закончится по документам после 1 января 2014 года), попросту не смогут нигде использовать эти результаты: ни для СИЗ, ни для обоснования расходов на улучшение условий труда, ни для обоснования затрат на компенсации, ни при возникновении разногласий с работниками по поводу условий их труда, ни для медосмотров - вообще ни для чего.. Статья 27, часть 4 Закона "О специальной оценке условий труда" Статья 7 Закона "О специальной оценке условий труда"
4 Можно ли сейчас проводить СОУТ, пока нет окончательного варианта методики ее проведения и форм документов 4 Договор на СОУТ - договор двух хозяйствующих субъектов, в котором можно писать все, что не запрещено, не противоречит установленным требованиям, о чем договорились две стороны. И если в этой договоренность будет конкретика, можно начинать работы и при отсутствии методики и форм документов Сейчас, пока нет Методики, невозможно закончить работы по СОУТ (невозможно оформить отчетные материалы), а для начала работы никаких противопоказаний нет.
5 Если решили проводить СОУТ сейчас, то на каких рабочих местах 5 В отсутствии документов, конкретизирующих процесс СОУТ, в отсутствии опыта и практики их применения и трактовки задача как экспертов, так и работодателей - не подставить себя, не допустить разногласий с работниками, профсоюзами, которые могут вылиться в судебные иски и иные разбирательства с непредсказуемым на настоящее время исходом. Можно начать проводить СОУТ тех рабочих мест, на которых не требуется идентификация вредных и опасных факторов. Статья 10, части 6 и 7 Закона "О специальной оценке условий труда" В этом случае организация, проводящая СОУТ, фактически будет работать при СОУТ так же, как она работала все эти годы при проведении АРМ.
6 Изменение характера цены договора на проведение СОУТ по сравнению с Договором на АРМ 6 Статья 10 Закона "О СОУТ" – принципиально новый этап - идентификация Статья 11 Закона 421-ФЗ (закона спутника) – личная ответственность экспертов за результаты идентификации Появление дополнительного этапа) повлечет за собою, во первых - увеличение в целом стоимости СОУТ по сравнению с АРМ, во вторых - к неопределенности в цене работы по СОУТ, пока не выполнен первый ее этап - идентификация. Заказчики должны понимать и нужно разъяснять Заказчикам: если "аттестующая организация" говорит, что не может до начала выполнения работ по СОУТ сказать ее стоимость - это не развод. Наоборот это серьезное отношение к делу.
7 Возможные проблемы предприятий, связанные с процессом идентификации вредных и опасных факторов 7 Статья 10, части 2 и 3 Закона "О СОУТ" – факторы – учитываемые при идентификации При отсутствии подтверждений безопасности оборудования, сырья, материалов по тем или иным факторам эксперт в условиях своей личной ответственности совершенно обоснованно примет решение об измерении максимального количества факторов с вытекающими отсюда следствиями по стоимости СОУТ для предприятия. Опротестовать такое решение будет практически невозможно
8 Работа эксперта по идентификации опасных и вредных факторов. Признание при этом результатов измерений, ранее проводившихся на рабочих местах 8 Задача эксперта при достижении им основной цели правильной и полной идентификации вредных и опасных факторов на рабочих местах – не подставить себя, дать ОБОСНОВАННОЕ заключение по объемам требуемых измерений и оценок на том или ином рабочем месте, которое основывается не на «личном мнении» эксперта, а логически следует из грамотного применения Методики идентификации и Закона "О специальной оценке условий труда". Необходимое условие признания результатов ранее выполненных измерений (ЛЮБЫХ измерений) - наличие подтверждения достоверности этих измерений
9 Признание комиссией и экспертом для целей СОУТ результатов ранее проведенного производственного контроля 9 Статья 12, часть 7 Закона "О СОУТ" Первый критерий - наличие аккредитации ИЛ, проводившей измерения при ПК Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. 602 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)……." Второй критерий - выполнение измерений ПК по аттестованным методикам. Статья 12, часть 4 Закона "О СОУТ" ФЗ от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений," статья 5
10 Комиссия по проведению СОУТ и комиссия по проведению АРМ. Принципиальные отличия и следствия из этого 10 Статья 9, части 1,2 и 3 Закона "О СОУТ" В комиссии по проведению СОУТ в отличие от комиссии по АРМ нет представителей организации, проводящей СОУТ. "Переложить ответственность" теперь не на кого. Реальная же ответственность экспертов наступит только с 2015 года, когда. вступит в действие статья Кодекса РФ об административных правонарушениях в части нарушений порядка проведения СОУТ. Совет: Комиссия работодателя должна быть обучена чтобы наравне вести разговор с экспертом, чтобы не подставить себя и предприятие в начальный период отсутствия реальной ответственности экспертов за свои решения.
11 "Подводный камень" декларирования работодателем безопасных условий труда 11 Статья 11, часть 1 Закона "О СОУТ" Статья 10, часть 2 Закона "О СОУТ" Но в этом есть один нюанс: идентификация экспертом осуществляется только по факторам, которые отражены в Законе "О СОУТ" и среди них нет травмоопасности. Таким образом, в заключении эксперта нет ничего о безопасности в части возможного получения травм работниками. Декларация же работодателем будет подаваться о соответствии рабочих мест государственным нормативным требованиям охраны труда в целом. Совет работодателям: не злоупотребляйте декларацией. В некоторых случаях подумайте: стоит ли ее писать, беря при этом полную ответственность на себя. Помните: в случае травм на таких рабочих местах "спрятаться" за спину эксперта не удастся.
12 "Подводный камень" выбора работодателем организации, привлекаемой для проведения СОУТ 12 Статья 27 "Переходные положения" Закона "О СОУТ" Статьи 19 Закона "О СОУТ" - требования к организациям проводящим СОУТ после окончания их переходного периода. Еще не факт, что все организации, которые сейчас автоматом допущены до СОУТ, осилят новые требования, когда для них закончится действие переходного периода Совет работодателям: для проведения СОУТ выбирайте такую организацию, у которой срок действия Аттестата аккредитации ее испытательной лаборатории заканчивается позже срока, в течение которого Вы собираетесь провести СОУТ.
13 Повышение роли профсоюзов при проведении СОУТ по сравнению с их ролью при проведении АРМ 13 Статья 6 Закона "О специальной оценке условий труда" - контроль за деятельностью организации, проводящей СОУТ Статья 25 Закона "О специальной оценке условий труда" - контроль за исполнением Закона о СОУТ Статья 25 Закона "О специальной оценке условий труда" - право обжалования результатов СОУТ
14 Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ (статья 12, пункты 13а, 16, 19а) Класс 3.1 и выше – повышенная оплата труда (ст. 147 ТК). Класс 3.2 и выше – повышенная оплата (ст. 147 ТК) + дополнительный отпуск (ст. 117 ТК) Класс 3.3 и выше – повышенная оплата (ст. 147 ТК) + дополнительный отпуск (ст. 117 ТК) + сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК). 14 Отличие от АРМ - зависимость характера компенсаций от класса условий труда
15 Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Нужно ли (можно ли) идентифицировать как ОВПФ электромагнитные поля на рабочих местах с компьютерной и офисной техникой? 15 Казалось бы, примечание в классификаторе к этому фактору полностью исключает необходимость измерения. Но не все так просто. Подпункт 5 Пункта 3 Методики СОУТ: Выявление осуществляется путем изучения…..должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника; Другим словами: если в должностной инструкции работника есть еще иная работа, кроме работы на ПЭВМ, смело можно считать, что это рабочее место попадает под действие примечания Классификатора.
16 Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Какие факторы нужно измерять на тех рабочих местах, где не проводится идентификация («списочники» и «вредники» по результатам АРМ) 16 Статья 10, часть 6 и 7 Закона "О СОУТ" Пункты 10 и11 Методики проведения СОУТ. Примечания Классификатора Для рабочих мест «списочников» и «вредников» по результатам АРМ эксперт НЕ ПРОВОДИТ идентификацию. Соответственно, на процедуру определения ОВПФ для таких рабочих мест Примечания классификатора НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ
17 Вопрос, важный для организаций, проводящих СОУТ – необходимость использования при проведении измерений аттестованных в установленном порядке методик 17 Статья 12, часть 4 Закона "О СОУТ" Статья 5 ФЗ от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ Об обеспечении единства измерений, При выполнении измерений для целей СОУТ по неаттестованным методикам санкции могут быть наложены за неисполнение двух Законов двумя контролирующими структурами: Росстандартом и Рострудом. Статья ФЗ от 18 июля 2011 г. N 237 Статья 11 Закона 421-ФЗ (закон спутник Закона о СОУТ)
18 "Подводные камни" требований в методике СОУТ к используемым приборам 18 Статья 25, часть 4 Закона "О СОУТ" – требования к приборам: наличие поверки и внесении в Госреестр средств измерений. Пункт 15 Методики СОУТ – дополнительное требование к приборам: соответствие Приказу Минздравсоцразвития 1034 от г. Таким образом, согласно методики СОУТ уже сейчас лаборатории должны иметь и использовать приборы, обеспечивающие, все диапазоны приказа 1034 по всем факторам, измеряемым при СОУТ вне зависимости от конкретных диапазонов измерений
19 "Подводные камни" требований в методике СОУТ к оформлению протоколов измерений (утверждение методик измерений) 19 Статья 25, часть 4 Закона "О СОУТ» - требование об аттестации и утверждении методики измерений Подпункт 10 Пункта 17 Методики СОУТ: требование о записи в протокол реквизитов нормативного правового акта, утвердившего методику. Предлагается запись в протокол: - «В соответствии с Законом "Об обеспечении единства измерений" утверждение, аттестация и внесение в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений методов (методик) прямых измерений, содержащихся в эксплуатационной документации на средства измерений, не предусмотрено.»
20 "Подводные камни" требований в методике СОУТ к оформлению протоколов измерений (точки измерения) 20 Подпункт 12 Пункта 17 Методики СОУТ: требование о записи информации о месте выполнения измерений. На чем основываться в выборе точек измерений? Если основываться на указаниях СанПиН, и МУК, то сразу же возникает вопрос об аттестации методик. Не писать ничего – это будет нарушением пункта 5.10 (Отчетность о результатах) ГОСТ ИСО/МЭК "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий ": Предлагается запись в протокол: «Место выполнения измерений - место возможного расположения работника при выполнении технологических операций с фиксацией в протоколе максимального (максимального и минимального) из измеренных значений контролируемого параметра..»
21 21 Афанасьев Анатолий Иванович руководитель центра по контролю условий труда НПП «Циклон-Тест» Тел: (495) , доб. 215, 225 тел.моб.: (8-916) эл.почта: сайт: Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.