Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛидия Ячина
1 Операторы цикла в среде программирования Turbo Pascal Урок информатики в 10 классе МБОУ лицей 5 уч. инф. Алиева Э. М.
2 ЦИТАТА « Недостойно человеку одаренному, тратить подобно рабу, часы на вычисления, которые, безусловно, можно было бы доверить любому лицу, если при этом применить машину» Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий математик, физик, философ, юрист, языковед.
3 Актуализация знаний - компьютерный тест 1. Точное и понятное предписание исполнителю - а ) блок - схема б ) алгоритм в ) программа г ) оператор 2. Изображение алгоритма с помощью специальных блоков называется... а ) блок - схемой б ) алгоритмом в ) программой г ) оператором 3. Алгоритм, в котором выполнение команды зависит от выполнения условия называется... а ) линейным б ) циклическим в ) алгоритмом ветвления г ) вспомогательным 4.. Некое логическое выражение, принимающее значение « Да » или « Нет », - это … а ) блок б ) алгоритм в ) программа г ) условие 5. Блок условия изображается... а ) овалом б ) прямоугольником в ) ромбом г ) параллелограммом 6. Ветка « минус » в Паскале - а ) Then б ) Else в ) End г ) Program 7. Ветка « плюс » в Паскале -... а ) Then б ) EIse в ) End г ) Program 8. Операторы ветвления - это... а ) Writeln б ) Real в ) If... Then... EIse... г ) Program 9. If... Then... EIse... на русском языке - это... а ) если..., то..., иначе... б ) то..., или иначе... в ) если, или то, или иначе... г ) иначе. 10. Алгоритм ветвления, в котором команды по одной из веток отсутствуют, - это а ) неполное ветвление б ) полное ветвление в ) структурное ветвление г ) цикл 11. Задано : А = О, В = 1. Истинно ли условие А > В ? а ) истинно б ) ложно 12. Задано : А = О, В = О. Истинно ли условие А = В ? а ) истинно б ) ложно
4 ОТВЕТЫ : 1- б, 2- а, 3- в, 4- г, 5- в, 6- б, 7- а, 8- в, 9- а, 11- б, 12- а. ОТВЕТ. _ /\ _/\ /\ _/\ _/\ /\ Вопросы графического диктанта. Учитель читает высказывание, и, если оно истинно, учащиеся рисуют прямую линию «_», если ложно - изображают домик «/\». 1. Алгоритм ветвления - это алгоритм, в котором выполнение команд зависит от выполнения условия. 2. Условие - это некое логическое выражение, при ни мающее только значение. ложь ». 3. В алгоритме неполного ветвления по одной из веток команды не выполняются. 4. Ветка « минус » в Паскале обозначается оператором Then. 5. Оператором ветвления является оператор Writeln. 6. Оператор « Н » читается как « если ». 7. В алгоритме ветвления на ветках нельзя использовать операторы ввода. 8. Линейный алгоритм не содержит условия. 9. Логический оператор «and» читается как « или ». 10. Условие всегда пишется только в блоке команд.
5 «5» -- допущено не более одной ошибки «4» – допущены 2-3 ошибки «3» -- допущены 4-5 ошибок «2» – допущено более 5 ошибок Выставление оценок
6 Мы с вами изучили следующие типы алгоритмов : линейные и ветвления.
7 Линейные алгоритмы Линейным называется алгоритм, в котором выполняются все этапы решения задачи строго последовательно. Блок схема алгоритма выглядит, как последовательность действий, т. е. не содержит ветвлений и циклов : где : НАЧАЛО - начало алгоритма D1,D2,D3 - действия КОНЕЦ - конец алгоритма
8 Блок-схема алгоритма
9 Алгоритм ветвления В рассмотренных до сих пор алгоритмах и программах все команды выполнялись последовательно одна за другой в том порядке, в каком они были записаны. Однако таким образом может быть построен алгоритм для решения далеко не всякой задачи. В практике известны задачи, дальнейший ход решения которых зависит от выполнения каких - либо условий.
10 Алгоритм с ветвлением Команда ветвления - разделяет алгоритм на два пути в зависимости от некоторого условия ; затем исполнение алгоритма выходит на общее продолжение. Ветвление бывает полное и неполное.
11 Блок - схема Полное ветвление если то иначе и Сокращенная форма если то
12 Задача Даны два отличных от друг друга числа, вывести наибольшее из них чисел. a>b
13 начало конец a>b Ввести два числа, а и b Вывести а Вывести b
14 На предыдущих уроках мы изучили алгоритм ветвления, научились составлять алгоритмы и решать задачи с использованием алгоритма ветвления. Сегодня мы с вами начинаем изучать алгоритмы циклов. Циклы и типы циклов
15 Алгоритм, в котором одно и то же действие (команды) повторяется многократно, называют алгоритмом цикла.
16 Изучение нового материала Существуют три разновидности циклов : Цикл « До » Цикл « Пока » Цикл « Для »
17 Цикл с предусловием Цикл с постусловием пока ( условие истинно ) повторять ( действие ) while do ; повторять ( действие ) пока не ( условие ложно ) repeat until ; нет да нет да условие действие условие
18 Цикл с параметром ( со счетчиком ) ( цикл « для » - for...to/downto) Синтаксис оператора цикла с параметром for := to do begin end; for (для), to (до), do (делать), downto( вниз ), begin (начало), end (конец) -- зарезервированные слова осо Действие (тело цикла) счетчик
19 ЛЕГЕНДА О СОЗДАТЕЛЕ ШАХМАТ Проблемная ситуация: смог ли принц Сирам выполнить желание Сеты? По преданию, индийский принц Сирам, восхищенный игрой в шахматы, призвал к себе ее создателя, ученого Сету, и сказал: - Я желаю достойно наградить тебя за прекрасную игру. Я достаточно богат, чтобы исполнить любое твое желание. Сета попросил принца положить на первую клетку шахматной доски 1 зерно, на вторую - 2 зерна, на третью - 4 зерна и т. д. Математическая модель: = = = =
20 ЗАДАЧА ИЗ « АРИФМЕТИКИ » МАГНИЦКОГО Проблемная ситуация: верно ли, что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей? Некто продал лошадь за 156 рублей. Но покупатель, приобретая лошадь, раздумал ее покупать и возвратил продавцу, говоря: - Нет мне расчета, покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит. Тогда продавец предложил другие условия: - Если, по-твоему, цена лошади высока, то купи только ее подковные гвозди. Лошадь же тогда получишь в придачу бесплатно. Гвоздей в подкове шесть. За первый гвоздь дай мне всего ¼ копейки, за второй ½ копейки. За третий 1 копейку и т. д. Покупатель, соблазнившись низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за эти гвозди придется уплатить не более 10 рублей.
21 Задача Вычислить сумму: s = п, если значение п задано, не применяя формулу суммы членов арифметической прогрессии. Алгоритм решения: Начать сумму с нуля, то есть переменной s присвоить 0 (s :=0). Переменной i присвоить значение 1 (i :=1). Добавить к сумме значение i (s := s + i). Увеличить i на 1 (i:= i + 1). Повторять пункты 3 и 4, пока не дойдем до слагаемого n.
22 Решение задачи о создателе шахмат s = Е19 S = = =
23 Величина награды зерен. 18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 407 миллиардов. Чтобы поместить эти зерна в амбар нужно высоту взять равной км – она совпадает с расстоянием от Земли до Солнца!
24 Решение задачи о покупке лошади Если, по-твоему, цена лошади высока, то купи только ее подковные гвозди. Лошадь же тогда получишь в придачу бесплатно. Гвоздей в подкове шесть. За первый гвоздь дай мне всего ¼ копейки, за второй ½ копейки. За третий 1 копейку и т. д. 1. Сколько слагаемых во второй сумме? 2. Какую сумму надо вычислить? 3. Какие можно сделать изменения в рограмме на языке Pascal для решения второй адачи? S = 1/4+ 1/ =
25 Решение задачи о покупке лошади ,75 коп = руб S = 1/4+ 1/ =
26 Памятка для выбора типа оператора цикла Цикл с предусловием ( цикл while) применяйте, если необходимо, чтобы проверка была прежде, чем выполнение тела цикла. Цикл с постусловием ( цикл repeat) применяйте, если необходимо, чтобы тело цикла выполнялось хотя бы один раз. Цикл для ( цикл for) применяйте, если точно знаете, сколько раз должно быть выполнено тело цикла.
27 Домашнее задание Составить программу для вычисления значений переменной y при заданном значении n. ( Использовать три различных оператора цикла ). Цитата
28 КОНЕЦ !
29 Определите истинность условия Пусть А = 10, В = 7. Определите истинность условий : а ) А > В ; б ) В = А ; в ) А В ; г ) А = 10; д ) В = 12.
30 Рассмотрим задачу Вычислить факториал числа п. Произведение n последовательных натуральных чисел называется факториалом числа n. n! = (n - 1) n; 5! = Замечание: Если при вычислении суммы счетчику суммы присваивается 0, то при вычислении произведения счетчику произведения присваиваем 1. Три способа
31 Program Faktorial; Var I, N, P: integer; Begin Readln (N); P:=1; For I:=1 to N do P:=P*1; Writeln (P=,P); End.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.