Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнесса Пнина
1 Московское государство в конце XV – начале XVI века.
2 Возвышение великокняжеской власти 1472 г. – женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Заимствование византийского герба с двуглавым орлом.
3 гг. – правление Ивана III Принял новый титул – государь всея Руси. Провозгласил себя самодержцем. На торжественных приемах стал появляться со скипетром и державой – символами верховного правления. Голову венчала великокняжеская корона – шапка Мономаха.
4 Органы управления государством Великий князь Боярская дума – совещательный орган бояр 5-6 окольничих Общегосударственные ведомства Дворец (дворецкий) Казна (казначей)
5 Дворецкий Ведал дворцовыми землями великого князя. Рассматривал земельные споры. Вершил суд. Казначей Контролировал взимание налогов и таможенных сборов (пошлин). Хранил государственную печать, государственный архив. Занимался вопросами внешней политики.
6 ВолостиСтаны Волостели Собирали налоги Следили за исполнением княжеских указов Чинили суд и расправу Уезды Территория страны Местничество Люди назначались на все должности в зависимости от знатности рода и от того, какие должности занимали их предки Кормление Содержание должностных лиц за счёт местного населения
7 Преобразования в войске Увеличение численности войска. Предоставление поместий служилым людям. Поместье – земля, которую дворяне получали за службу. Помещик – владелец поместья. Создание единой военной организации – московского войска из помещиков.
8 Землевладение на Руси в XV веке Дворцовые земли – земли великого князя Церковные и монастырские земли Поместья – земли, предоставляемые за службу Государственные земли Вотчины – земли, передаваемые по наследству
9 Вторая половина XV века – окончательно утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом 1 годЯровыеОзимыеПар 2 годПарЯровыеОзимые 3 годОзимыеПарЯровые
10 Распространение трехполья: Озимой культурой стала рожь. Яровой культурой стал овес. Сократились посевы пшеницы, ячменя и проса. Широкое распространение получила гречиха. На смену сохе приходит плуг.
11 1497 год – Судебник Ивана III – первый свод законов единого государства Установлен единый срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после. Уходя от помещиков, крестьяне должны были заплатить ему пожилое – плату за проживание на земле (1 рубль с человека). Введение Юрьева дня – первое ограничение крестьянской свободы
12 Крестьяне Владельческие – крестьяне, проживавшие на землях помещиков и вотчинников Черносошные – крестьяне, проживавшие на государственных землях Дворцовые – крестьяне, проживавшие на землях великого князя Казаки – («вольные люди») беглые крестьяне, жившие на окраинах страны, занимавшиеся земледелием и охраной границ
13 Церковь и государство в конце XV – начале XVI века
14 год – собор (собрание) русского православного духовенства избрал митрополитом рязанского епископа иону е гг. XV века – русская церковь приобрела полную самостоятельность от греческой. 3.Авторитет церкви вырос. 4.В выборе митрополитов великие князья играли активную роль
15 Монастыри Скромные монастыри в виде скитов (Соловецкий монастырь) Богатые монастыри (Троице-Сергиев, Иосифо-Волоцкий монастыри)
16 XIV-XVI вв. – время острых религиозных споров на Руси. Появление ересей. XIV век – ересь стригольников. 70-е гг. XV века – ересь «жидовствующих» 1490 год – Церковный собор осудил ереси. Началось жестокое преследование еретиков на Руси.
17 XV век – споры о церковном землевладении Нестяжатели – выступали против монастырского землевладения и за сильную великокняжескую власть. Нил Сорский. Иосифляне – защищали монастырские владения, власть главы церкви считали выше великокняжеской (потом признали первенство князя) Иосиф Волоцкий.
18 Разработка теории «Москва – Третий Рим» год – митрополит Зосима сравнил Ивана III с римским императором Константином, а Москву с Константинополем. В начале XVI века монах Филофей назвал Москву Третьим Римом, а «четвертому Риму не бывать».
19 Русская православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра русского государства. Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.
20 Домашнее задание § 21-22, р/т 1-6, 1-4.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.