Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРуслан Эсаулов
1 «Сеть социальных контактов»
2 1. Общий контекст Нашим общим контекстом работы является семейная государственная политика и ее первоочередные задачи: укрепление семьи, как социального института, предотвращение роста социального сиротства, реализация права ребенка на жизнь в семье
3 В настоящее время более 1000 специалистов из регионов России используют сетевой подход в работе с детьми и семьями
4 Среди наиболее важных достижений, которые были получены в процессе внедрения этой технологии в Москве и Московской области, можно назвать следующие: Формирование четкой системы межведомственного взаимодействия между различными структурами, которые занимаются проблемами семьи и детей на местах. Повышение эффективности работы и закрепление устойчивого результата реабилитации ребенка за счет привлечения в реабилитационный процесс всех родственников и других важных в жизни ребенка людей.
5 2. Практика работы по методу
6 Главное о методе Главным в сетевом методе мы считаем вовлечение сети социальных контактов человека в процесс преодоления трудной жизненной ситуации. Метод позволяет мобилизовать различные внутренние ресурсы социального окружения и решать существующие проблемы естественным путем. В этом случае люди сами непосредственно участвуют в принятии важных решений в их собственной жизни или жизни близких. При этом вмешательство извне сводится к минимуму, что позволяет социальному окружению в дальнейшем самостоятельно поддерживать позитивные изменения жизненной ситуации и не становиться зависимыми от служб и учреждений на долгие годы.
7 Когда применяется метод В случаях острых и хронических кризисных ситуаций в различных социальных системах и во взаимоотношениях между ними(семья,родственники,социальные институты и т.д.). В работе с различными категориями семей: кризисной, некомпетентной, асоциальной или мультипроблемной семьёй. Когда социальные связи вокруг ребенка искажены, позитивные восстановительные ресурсы неактивны, в социальной сети часты конфликты или негативные взаимоотношения.
8 Уровни применения метода Социальные исследования (сетевая диагностика); Мобилизация контактной сети (естественные механизмы изменений); Сетевые встречи(терапия); Сетевая перспектива, широкий учет социального контекста (методология).
9 Метод носит универсальный характер, не ограничивается работой с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Его можно применять как для достижения терапевтических целей (адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, выпускников детских государственных учреждений, пожилых людей), так и в целях профилактики нарушений взаимоотношений семьи с ближайшим окружением.
10 Работа по методу начинается с составления карты социальных связей.
11 На карте отмечаются не только члены семьи и родственники ребенка, но и его близкие друзья, учителя, соседи, знакомые, чиновники и профессионалы, тем или иным образом заинтересованные в судьбе этого ребенка и значимые для него
12 В карте отражается весь спектр взаимоотношений значимых для ребенка людей, включая характер связей между людьми и степень их значимости.
13 Затем, на основе составленной карты, начинается работа по мобилизации сети контактов, или, другими словами, активизация ресурсов и привлечение внимания значимых для ребенка людей, к решению существующей проблемы.
14 Кульминационным событием мобилизации сети является сетевая встреча.
15 Кто те люди, которые приходят на сетевую встречу? Каковы критерии, регулирующие отбор участников встречи? Здесь важно учесть следующее: Состав участников встречи должен быть согласован и одобрен ребенком Состав участников представляет собой значимое для ребенка окружение, где взаимодействия нарушены и нуждаются в изменении Состав участников представляет собой значимое для ребенка окружение, где изменение взаимодействия способно привести к выходу из сложившейся ситуации, казавшейся безвыходной В состав участников должны входить люди, являющиеся поддержкой для уязвимых участников встречи и люди, которые являются/являлись/будут являться ресурсом в сети контактов ребенка/семьи
16 Что происходит на сетевых встречах?
17 1. Сетевая встреча – это не собрание, где есть докладчики и слушатели. Сетевая встреча – это такое взаимодействие всех участников, которое постепенно развивается в диалог между ними, независимо от различий в их социальном статусе
18 2. Сетевая встреча создает ситуацию, где чувства и переживания участников становятся услышанными, понятыми и разделяемыми другими участниками сети Новый опыт переживания, рожденный на встрече, способен привести к изменениям всей системы взаимодействия внутри сети социального окружения ребенка/семьи
19 Сетевая встреча создает ситуацию: 3. где сталкиваются и взвешиваются разные взгляды на проблему, следствием чего является изменение понимания и отношения к проблеме 4. где ближайшее окружение ребенка мобилизуется (открывается «второе дыхание») и становится способным оказать огромную поддержку семье
20 Сетевая встреча создает возможность для: 5. Изменения характера связи (укрепление и усиление связи) между теми или иными участниками сети 6. Нахождения новых ресурсов в сети 7. Нахождения выхода из кризисной ситуации 8. Принятия реалистичных решений в трудной жизненной ситуации и составления плана их реализации
21 Пример: Осенью 2005 года в СРЦ «Отрадное» была помещена несовершеннолетняя Екатерина 12 лет (отец умер, мать воспитанием дочери не занималась, злоупотребляла спиртными напитками, не работала). Посещения матери становились все реже и реже, а переживания дочери интенсивнее. Традиционные способы работы отдельно с матерью и девочкой и в паре результатов не дали. В связи с этим на психолого-медико- педагогическом консилиуме СРЦ было принято решение о применении сетевого метода.
22 На карте социальных связей Катя указала очень близко всех своих подруг, родственников, ближе всех к себе указала маму. Тему сетевой встречи Катя сформулировала так: «Я хочу жить с мамой». На сетевую встречу были приглашены: мать, ее гражданский муж, ближайшая подруга матери, подруга Кати, воспитатель девочки, ответственный секретарь КДНиЗП, специалист по социальной работе, врач-психотерапевт СРЦ. Вначале встречи много было споров, каждый слушал себя и не слышал других. Однако действия двух ведущих постепенно настроили всех участников на конструктивное взаимодействие по решению проблемы. После проведения встречи мать Кати сказала: «Я поняла, что мне нужна была всего лишь поддержка и вера в меня окружающих, и, оглядываясь назад, я удивляюсь тому, как близко я была к краю пропасти. Сейчас же я знаю, что мне делать». Спустя 2 недели Кате был задан вопрос: «Как сейчас обстоят дела?». Ответом было счастье в глазах ребенка и слова: «Вы помогли моей маме! »
23 3. Изменения в работе учреждения
24 С внедрением сетевого метода изменилось отношение специалистов к проблемам, с которыми они сталкиваются в работе: любое изменение жизненной ситуации ребенка теперь воспринимается не только как задача для специалистов, в решении которых они проявляют всю свою профессиональную компетентность, но как системная задача, для решения которых необходимо привлекать контекст социального окружения ребенка Ребенок, его родители воспринимаются сейчас не как объекты воздействия, а как субъекты сотрудничества
25 Помимо внутренних изменений, произошли и внешние изменения: изменилось качество взаимодействия внутри мира систем: сетевая работа повлияла также на упрочение связей между ведомствами. Встречаясь на сетевых встречах специалисты из различных ведомств начинают лучше понимать друг друга и повышают качество своего сотрудничества
26 У каждого региона свой опыт внедрения метода. Например, опыт внедрения метода в Москве очень сильно отличается от опыта внедрения его в Иркутской области, Алтайском Крае или Ханты-Мансийском автономном округе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.