Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнтонина Перепечина
1 Социальная структура личности
2 С 2009 года для всех выпускников и желающих поступить в вузы ЕГЭ стал обязательным. С 2009 года для всех выпускников и желающих поступить в вузы ЕГЭ стал обязательным. Для того, чтобы ЕГЭ по обществознанию написать на максимально возможный балл, необходимы комплексные знания по восьми содержательным линиям курса, в том числе и по теме «Социальные отношения».В данном содержательном разделе обществоведческого курса проверяется знание социологического минимума, без которого нельзя представить современную социологию. В том числе и понятия «социальный статус» и «социальные роли» Для того, чтобы ЕГЭ по обществознанию написать на максимально возможный балл, необходимы комплексные знания по восьми содержательным линиям курса, в том числе и по теме «Социальные отношения».В данном содержательном разделе обществоведческого курса проверяется знание социологического минимума, без которого нельзя представить современную социологию. В том числе и понятия «социальный статус» и «социальные роли»
3 Введение В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида. В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида.
4 СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). С Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). оциальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.
5 СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью. Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учиться оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.
6 Социальные роли по Парсонсу –Э–Э–Э–Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. –С–С–С–Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами – например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
7 Социальные роли по Парсонсу –Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
8 Социальные роли по Парсонсу –Ф–Ф–Ф–Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека. – М– М– М– Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.
9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В конце нашего занятия давайте еще раз повторим основные положения: 1. С оциальный статус-это положение, которое занимает человек в социальной структуре общества. 2. Р азличают - предписанные( или прирожденные) социальные статусы, они не зависят от личных качеств человека, даны от рождения( пол, расовая принадлежность) -д-д-д-достигаемые( или приобретаемые) социальные статусы, которые требуют собственных усилий личности( получение образования, овладение профессией) 3. Социальную роль определяют как совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное место в данном обществе.
10 ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Какой статус относят к предписанному статусу? 1) водитель 2) студент 3) мужчина 4) депутат 2. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе: «Характеризуя положение человека в обществе, которое определяется его возрастом, полом, происхождением, семейным положением, профессией, мы говорим о его…». Ответ:______________________ 3. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. социальные роли человека определяются его социальным статусом Б. принятие социальной роли носит личностную окраску 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
11 ОТВЕТЫ социальном статусе 2-социальном статусе УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ! УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.