Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюдмила Шункова
2 Истоки богатства и выразительности родной речи Истоки богатства и выразительности родной речи
3 Цель урока : Отрабатывать умение определять стилистическую роль синтаксических и лексических средств в художественном тексте ; Проверить умение учащихся выявлять языковые средства выразительности, использованные в художественном тексте ; Продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.
4 Авторские неологизмы Громадье Молоткастый Серпастый Веселютик В. Маяковский А. Блок Л. Петрушевская М. Яснов
5 Тропы ЭПИТЕТ МЕТАФОРА ГИПЕРБОЛА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ
6 Типы речиОсобенности типа
7 Сфера употребления Типы речиОсобенности
8 ЦЕЛЬ ТИПА РЕЧИ ЦЕЛЬ ТИПА РЕЧИ Тип речи Особенности типа речи
9 Языковые особенности Стиль речиОсобенности стиля
10 ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА Тип речиОсобенности типа речи
11 Тропы
12 Эпитет - художественное определение предмета или явления Седые волосы - определение Серебряные седины – эпитет Добрый молодец, красна девица, чисто поле, верный конь Берёза - белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая. Вывод : эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
13 Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями И стоит он, околдован Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан. Весь окован Лёгкой цепью пуховой. Сон употреблено в переносном значении : речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон. Цепь - это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая.
14 ВЫВОД : В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МЕТАФОРЫ ПОМОГАЮТ ЯРКО ИЗОБРАЗИТЬ КАРТИНУ, ВЫЯСНИТЬ СХОДСТВО В НЕПОХОЖИХ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ЯВЛЕНИЯХ И ПЕРЕДАТЬ МЫСЛЬ АВТОРА И ЭМОЦИЮ.
15 Олицетворение - это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. 1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет 2) Солнце село, день прошёл, скрипка поёт … 3) Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Вывод : олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.
16 Метонимия - употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями. 1) Съел целую тарелку супа - съел налитый в тарелку суп. 2) Читал Пушкина - произведение, написанное писателем. 3) Недаром помнит вся Россия ( люди, которые живут ) Про день Бородина ! ( великая битва 1812 года ) 4) Волка ноги кормят ( часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия ) Вывод : благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.
17 Антитеза - противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов. 1) Что ищет он к стране далёкой Что кинул он в краю родном. 2) Рассказ Чехова « Толстый и тонкий ». 3) Где стол был яств, там гроб стоит. Вывод : антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.
18 Синекдоха - употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями ( множественное единственное, часть - целое, определённое - неопределённое количество.) 1) Рука бойцов колоть устала - ед. ч. вместо мн. ч. армия 2) Одну минуточку - 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное. 3) Москва подписала договор с Парижем – вместо договора между государствами называем столицы 4) Сколько лет, сколько зим - называется неопределённое количество вместо определённого Вывод : синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.
19 Гипербола - художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал Вывод : гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.
20 Инверсия - необычный порядок слов в предложении, помогает выделить самое важное слово. 1) Тамара пошла в театр - обычный порядок слов Тамара в театр пошла - инверсия 2) Вот к пальмам подходит, шумя, караван : В тени их весёлый раскинулся стан … 3) Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной … Вывод : инверсия в худ. произведениях помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.
21 Повтор - повторение слова и одинаковое построение предложений Клянусь я первым днём творенья Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. лексический повтор : клянусь, днём синтаксический повтор : Вывод : повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.
22 Риторический вопрос и риторическое восклицание - изобразительные средства языка, которые служат для выражения сильного чувства. 1) Из повести Гоголя « Майская ночь »: « Знаете ли вы украинскую ночь ? О, вы не знаете украинской ночи !» 2) Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля ! Я предан вам душой. Вывод : риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.
23 Текстоведческий анализ Тема текста – « Вечер на Атлантическом океане » Основная мысль – Тропические океаны на Атлантическом океане прелестны : в этих широтах не бывает бурь и ураганов и океан восхищает своим торжественным безмолвием Тип речи – описание Стиль - художественный
24 Для создания художественного образа автор использует тропы : Эпитеты - прелестного ( вечера ), бирюзовому, бесконечно высокому, прозрачно - нежному ( небосклону ), перистыми ( облачками ), жгучий и ослепительный ( шар солнца ), радостным ( блеском ), холмистую ( поверхность океана ), беспредельную ( даль ), могучие светло - синие ( волны ), серебристыми ( верхушками ), ласковым, почти нежным ( ропотом ), вековечный старик – океан ;
25 Метафоры Золотистый шар солнца, заливая блеском, голубые рамки горизонта, на исполинской груди ; Олицетворения – Нагоняя одна другую ( о волнах ), находится в добром расположении духа ( океан ), бережно несет, не угрожая ( об океане ); Сравнения Облачками, словно белоснежным кружевом, точно нашептывает ( о ропоте волн ), словно заботливый, нежный пестун ( об океане )
26 Итог урока ( философская минутка ) Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно - выразительные средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности. Г. Солганик
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.