Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнга Шарапова
1 Литературная борьба 20-х годов Даль рухнула, и пошатнулось время, Бес скорости стал пяткою на темя Великих гор и повредил поток, Отравленным в земле лежало семя. Отравленным бежал по стеблям сок. Людское мощно вымирало племя… А.А.Ахматова А.А.Ахматова
2 Из статьи литературоведа и критика Е.Книповича «Когда меня спрашивают сейчас, как я, человек, переживший Октябрьскую революцию и двадцатые годы в сознательном возрасте, могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные, мокрые ноги и восторг». Ноги мокрые от прохудившихся подметок, восторг от того, что впервые в жизни стало видимо кругом во всю ширину света… Свирепые споры Маяковского с Есениным, молодых «серапионов» между собой, все это – знак времени, это знак творческих возможностей тех поднятых революционных сил, которые хотели себя осуществить, утвердить свои взгляды, свое понимание строящейся советской культуры…»
3 Пролеткульт (пролетарская культура) Искусство – просто ремесло высокого класса, которым вполне может овладеть любой способный человек, следовательно, пролетарская культура может и должна создаваться только пролетариатом и только для пролетариата; Искусство – просто ремесло высокого класса, которым вполне может овладеть любой способный человек, следовательно, пролетарская культура может и должна создаваться только пролетариатом и только для пролетариата; В основе искусства – классовая борьба, т.е. революционный классовый антагонизм пролетариата и эксплуататорских классов; В основе искусства – классовая борьба, т.е. революционный классовый антагонизм пролетариата и эксплуататорских классов; Цель искусства не художественное постижение действительности, а выражение идейно- политических интересов, взглядов и действий трудящихся. Цель искусства не художественное постижение действительности, а выражение идейно- политических интересов, взглядов и действий трудящихся.
4 С традициями, с прошлым, иначе говоря, с культурой дворянской и буржуазной пролеткультовцы призывали решительно рвать Мы во власти мятежного, страстного хмеля; Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!» Во имя нашего завтра – сегодня сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы. В. Кириллов (История русской советской литературы ) В. Кириллов (История русской советской литературы )
5 Представители Пролеткульта 20-х годов Однако творческая деятельность этих крупных писателей и поэтов далеко выходила за рамки установок Пролеткульта. Литературная группа«Леф»: В.Маяковский, Н.Асеев, Б.Пастернак, С.Кирсанов Литературная группа«Леф»: В.Маяковский, Н.Асеев, Б.Пастернак, С.Кирсанов Объединение «Кузница»: Ф.Гладков, А.Новиков-Прибой Объединение «Кузница»: Ф.Гладков, А.Новиков-Прибой «Серапионовы братья»: К.Федин, В.Каверин, Н.Тихонов, М.Зощенко «Серапионовы братья»: К.Федин, В.Каверин, Н.Тихонов, М.Зощенко
6 «Перевал» группировался вокруг журнала «Красная новь» Искусство – это способ познания жизни, воссоздание ее во всей сложности многообразия на основе изучения и глубокого анализа. Искусство – это способ познания жизни, воссоздание ее во всей сложности многообразия на основе изучения и глубокого анализа. Теория классовой борьбы не может быть основой для искусства: изображение вражды, ненависти, взаимоуничтожения делает искусство антигуманистическим. Теория классовой борьбы не может быть основой для искусства: изображение вражды, ненависти, взаимоуничтожения делает искусство антигуманистическим. Цель искусства – «живой, осязаемый, видимый» человек, его внутренний мир, психология, мировоззрение, мотивы действий и поступков. Цель искусства – «живой, осязаемый, видимый» человек, его внутренний мир, психология, мировоззрение, мотивы действий и поступков. Художник свободен в выборе тем, в поисках формы, в создании своего стиля, более соответствующего, по его мнению, своей эпохе. Художник свободен в выборе тем, в поисках формы, в создании своего стиля, более соответствующего, по его мнению, своей эпохе.
7 Представители «Перевала» утверждали гуманистическую позицию, свободу и независимость художника М.Пришвин, М.Пришвин, Э.Багрицкий, Э.Багрицкий, М.Светлов, М.Светлов, Д.Кедрин Д.Кедрин
8 Из резолюции ЦК РКП(б) июнь 1925 года Продолжает оставаться задача создания настоящей художественной литературы Продолжает оставаться задача создания настоящей художественной литературы Необходимо бережное и тактичное отношение к так называемым «попутчикам», чтобы обеспечить «все условия для возможно быстрого их перехода на сторону марксистской идеологии» Необходимо бережное и тактичное отношение к так называемым «попутчикам», чтобы обеспечить «все условия для возможно быстрого их перехода на сторону марксистской идеологии» Не может быть пренебрежительного отношения к культурному наследию Не может быть пренебрежительного отношения к культурному наследию Литературная критика должна «изгнать из своего обихода тон литературной команды» Литературная критика должна «изгнать из своего обихода тон литературной команды»
9 РАПП –Российская ассоциация пролетарских писателей(январь 1925 г.). История создания 1920 г. По инициативе литературной группы «Кузница»(Пролеткульт) создана Всероссийская ассоциация пролетарских писателей(ВАПП). Ее журналы («На посту»1923, «На литературном посту» 1924) были печатными органами Пролеткульта г. По инициативе литературной группы «Кузница»(Пролеткульт) создана Всероссийская ассоциация пролетарских писателей(ВАПП). Ее журналы («На посту»1923, «На литературном посту» 1924) были печатными органами Пролеткульта. В 1925 году они перешли к РАППу В 1925 году они перешли к РАППу Декларируя приверженность резолюции ЦК ВКП(б) рапповцы проводили политику «казарменного» диктата Декларируя приверженность резолюции ЦК ВКП(б) рапповцы проводили политику «казарменного» диктата
10 Литературная борьба второй половины 20х годов. Члены РАППа перешли от дискуссий к прямым доносам в ЦК РКП(б) и нашли там поддержку. Члены РАППа перешли от дискуссий к прямым доносам в ЦК РКП(б) и нашли там поддержку. Началась травля М.Булгакова, Б.Пильняка, Е.Замятина, А.Платонова. Началась травля М.Булгакова, Б.Пильняка, Е.Замятина, А.Платонова. Журнал «На литературном посту» проводит «следствие» и выносит приговоры Журнал «На литературном посту» проводит «следствие» и выносит приговоры А.Блоку – за «отсутствие осознанной связи с коллективом», В.Маяковскому – как обманувшего доверие, К.Федину – за идеологическую недооценку изображаемых явлений.
11 Итоги борьбы (конец 20-х годов) 1929 год. Пятидесятилетие Сталина. Споры и дискуссии сменились политическими репрессиями год. Пятидесятилетие Сталина. Споры и дискуссии сменились политическими репрессиями г. «Перевал» объявлен троцкистской организацией, а его деятельность – контрреволюционной диверсией в литературе 1930 г. «Перевал» объявлен троцкистской организацией, а его деятельность – контрреволюционной диверсией в литературе 1932 г. Группа «Перевал» самораспалась, судьбы большинства ее членов(впрочем, как и их оппонентов) была трагичной 1932 г. Группа «Перевал» самораспалась, судьбы большинства ее членов(впрочем, как и их оппонентов) была трагичной
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.