Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕкатерина Финогенова
1 Нетрадиционные методы урока, обеспечивающие создание личностно- ориентированной ситуации.
2 Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. (И. С. Якиманская)
3 Цель личностно – ориентированного образования заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания. заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания.
4 Общие характеристики личностно – ориентированного образования Свобода и свободный выбор себя Свобода и свободный выбор себя Самостоятельность Самостоятельность Личная ответственность Личная ответственность Саморазвитие Саморазвитие Самореализация Самореализация Самоопределение Самоопределение Творчество Творчество
5 Основное условие личностно – ориентированного образования необходимость изменения отношения к ученику, представление его как субъекта образовательного процесса, т.е. необходимость изменения отношения к ученику, представление его как субъекта образовательного процесса, т.е. ученик представляется как партнер учителя по образовательному процессу, обладающий собственными интересами и учебными возможностями
6 Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно – ориентированных ситуаций Метод чтения вслух Метод чтения вслух Метод экспрессии в творческой ситуации Метод экспрессии в творческой ситуации Метод развития творческого самочувствия Метод развития творческого самочувствия Метод творческого самовыражения Метод творческого самовыражения Метод дискуссии Метод дискуссии Игровые методы Игровые методы Метод интроспективного анализа Метод интроспективного анализа
7 «Метод чтения вслух» Метод предполагает работу с текстами в непосредственном и в метаморфическом смыслах. Метод предполагает работу с текстами в непосредственном и в метаморфическом смыслах.
8 Метод экспрессии в творческой ситуации Этот метод позволяет осуществлять в какой-то мере целостный подход к человеку как единству, в котором все функции взаимосвязаны. Приёмы метода – рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, камнем, деревом, образные разговоры, писание картин и произведений, музыка, выразительные движения тела, то есть средства искусства, привлекающие сами по себе дополнительно эстетическую деятельность. Благодаря этому личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, запечатлённую в рисунке, происходит высвобождение энергии, снимаются психологические барьеры, личность становится более открытой, более творческой. Этот метод позволяет осуществлять в какой-то мере целостный подход к человеку как единству, в котором все функции взаимосвязаны. Приёмы метода – рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, камнем, деревом, образные разговоры, писание картин и произведений, музыка, выразительные движения тела, то есть средства искусства, привлекающие сами по себе дополнительно эстетическую деятельность. Благодаря этому личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, запечатлённую в рисунке, происходит высвобождение энергии, снимаются психологические барьеры, личность становится более открытой, более творческой.
9 «Метод развития творческого самочувствия». Включает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнёра, воображения, наблюдательности, чувства ритма и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации» в педагогическом процессе, производящее субъект к социальной адаптации и повышающее уровень его коммуникабельности. Включает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнёра, воображения, наблюдательности, чувства ритма и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации» в педагогическом процессе, производящее субъект к социальной адаптации и повышающее уровень его коммуникабельности.
10 «Метод творческого самовыражения». Смысл этого метода заключается в том, чтобы привести каждого подростка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной индивидуальности – ценнейшее умение, необходимое в личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной судьбы коммуникабельности. Смысл этого метода заключается в том, чтобы привести каждого подростка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной индивидуальности – ценнейшее умение, необходимое в личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной судьбы коммуникабельности.
11 «Метод дискуссии». Этот метод является гибким инструментом в развитии подростка, в организации его самопознания, в развитии креативности, а также решает многие внутриличностные проблемы. Метод обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе. Этот метод является гибким инструментом в развитии подростка, в организации его самопознания, в развитии креативности, а также решает многие внутриличностные проблемы. Метод обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе.
12 Игровые методы. Игра единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т. д. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т. д. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривая свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром. Игра это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривая свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром.
13 Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. В последнее время в педагогике много говорится о деловой игре. Она известна в среде исследователей и практиков как форма контекстного обучения (А. А. Вербицкий). В последнее время в педагогике много говорится о деловой игре. Она известна в среде исследователей и практиков как форма контекстного обучения (А. А. Вербицкий).
14 Различают два вида игр: -Операциональные (например, деловая игра); -Операциональные (например, деловая игра); -Ролевые (с элементами драматизации, имитации действительности -Ролевые (с элементами драматизации, имитации действительности Операциональные игры входят в группу инструментального обучения. Они имеют сценарий, алгоритм решения и позволяют обучаемым видеть результат этого решения, позволяют исследовать процесс принятия решения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Операциональные игры входят в группу инструментального обучения. Они имеют сценарий, алгоритм решения и позволяют обучаемым видеть результат этого решения, позволяют исследовать процесс принятия решения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Ролевые игры строятся на предположении, что человек усваивает лучше всего динамические процессы, тем более, если он в них включён. Поэтому в играх делается упор на активные действия. Учебный процесс строится на драматизации исследуемой ситуации. Ролевые игры строятся на предположении, что человек усваивает лучше всего динамические процессы, тем более, если он в них включён. Поэтому в играх делается упор на активные действия. Учебный процесс строится на драматизации исследуемой ситуации. Ролевые игры позволяют учащимся: Ролевые игры позволяют учащимся: -уяснять собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с реальностью; -уяснять собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с реальностью; -развивать эмпатию; -развивать эмпатию; -осваивать новые модели поведения и формы общения; -осваивать новые модели поведения и формы общения; -находить адекватное решение ситуации как бы изнутри (в отличие группового обсуждения, где проблемы решаются как бы со стороны). -находить адекватное решение ситуации как бы изнутри (в отличие группового обсуждения, где проблемы решаются как бы со стороны).
15 «Метод интроспективного анализа». В интроспективном анализе исследованию подвергается практически весь спектр жизненных проявлений внутреннего «Я»: собственная деятельность, поступки, поведение, характер взаимоотношений с людьми, качества личности, собственная речь, собственные мысли, мотивация поступков, переживания. Для понимания подростком себя и своей способности изменяться, очень важно осознавать, как он ведёт себя от мгновения к мгновению, важен акцент на постоянно возрастающем осознании собственного поведения. В интроспективном анализе исследованию подвергается практически весь спектр жизненных проявлений внутреннего «Я»: собственная деятельность, поступки, поведение, характер взаимоотношений с людьми, качества личности, собственная речь, собственные мысли, мотивация поступков, переживания. Для понимания подростком себя и своей способности изменяться, очень важно осознавать, как он ведёт себя от мгновения к мгновению, важен акцент на постоянно возрастающем осознании собственного поведения.
16 Все перечисленные нетрадиционные методы урока помогают: -содействовать становлению человека: - неповторимой индивидуальности; - духовности; - творческого начала.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.