Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНиколай Ларюхин
2 В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф, профессор Н. И. Воробьёв
3 Традиционные женские головные уборы наиболее яркий и самобытный элемент, который лежит в основе выделения этнотерриториальных вариантов костюма.
4 Этноспецифическим головным убором татарок Казани и Заказанья был калфак. В периоды разных стилевых направлений моды он принимал самые разнообразные формы и размеры, отличался различными способами ношения ( с покрывалом или без ) и художественного оформления ( золотое шитье, шитье жемчугом и бисером, вышивка синелью, инкрустация самоцветами, отделка мелкой золоченой монетой и др.).
5 По своей сути калфак выполнял роль волосника, поэтому нередко надевался в комплексе с покрывалом. Основной головной убор пожилой казанской татарки представлял собой покрывалообразную косынку с гипотенузой до 2,5 м. Изготовляли его из белого или нежно - кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора ( битлек ) оформлялась позументом, несколькими монетками. Поверх « ө рп ә к » ( покрывало ) надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом или позументная шапочка.
6 Общим для всех групп мишарей являлось обязательное присутствие в женской одежде тастарного комплекса головного убора. Тастар – полотенцеобразное, обычно белое, головное покрывало, окаймленное красной домотканой тесьмой, имеющее богато орнаментированные пришивные концы. У темниковско - азеевских мишарей он надевался поверх волосника - чепца с накосником чехлом для кос. Концы тастара украшались узорами тамбурной вышивки.
7 У лямбирских мишарей тастарный комплекс включал те же составные элементы. Отличался лишь способ повязывания тастара, когда один из наиболее украшенных его концов располагали на голове, а другой на спине. Поверх тастара надевали монетную шапочку ( кашпау ).
8 Спецификой отличался и тастарный комплекс касимовских татар. Волосник состоял из двух элементов : отдельно чепца и накосника чехла. В городе Касимове вместо волосника часто надевали и большой трикотажный калфак, наподобие девичьего казанско - татарского. Тастар повязывали поверх калфака, причем особым образом. Касимовские тастары обычно имели лишь один украшенный конец, который располагался на спине, а чаще на плече. Неукрашенный конец, обернув вокруг лица, пропускали под подбородком и закрепляли на виске специальной заколкой украшением. У горожан тастары изготовлялись из светлой ажурной ткани фабричного производства и вышивались профессиональными мастерицами.
9 Головной убор молькеевских кряшен во многом аналогичен тастарному комплексу мишарей и соседствующих с ними чувашей. Он состоял из двух полотенцеобразных покрывал : длинного ( тастар ) и короткого ( чибар яулык ). В оформлении этих полотенец применялись высокохудожественное тканье выборного полихромного исполнения и тамбурная вышивка, домашнее кружево. Тастар дважды обертывался вокруг головы и шеи с тем, чтобы орнаментированные концы свисали на спине, один выше другого. Поверх тастара назад концами завязывался чибар яулык. В середине XIX в. молькеевские женщины, как и лямбирские мишарки, поверх тастара надевали кашбу ( кашпау ) древне - тюркский шлемовидный головной убор со спинной лопастью, украшенный серебряными монетами, нукратками, бисером, кораллами. Девичья бисерно - монетная шапочка ( такъя ) также облегала голову наподобие шлема, имела на верхушке шишак, на висках наушники, сзади бисерный назатыльник.
11 Своеобразными были традиционные головные уборы кряшен, что связано с ранней культурной изоляцией их от татар - мусульман и с особенностями их этнокультурного развития ( воздействием, в частности, христианской, особенно русской культуры ). Головной убор заказанских и западно - закамских кряшен состоял из волосника - чепца, головного покрывала, полотенцеобразной повязки ( ак яулык – белый платок ) и свадебного покрывала. Происхождение этого убора этнографы связывают с головным убором русских женщин. Особенно оригинальными были головные уборы замужних елабужских кряшенок. Они включали волосник - чепец, головное покрывало ( чукол ), налобную монетную повязку, монетные височные украшения и напоминали древние « шлемовидные » уборы тюркских народов Евразии. Во время праздничных ( обрядовых ) торжеств замужние елабужанки надевали головное покрывало, налобная часть которого была полукруглой и напоминала русский кокошник.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.