Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕвгений Недодаев
1 Стили речи Введение в стилистику
2 Что мы уже знаем о речи… Представьте себе, что скоро в классе пройдёт родительское собрание. Вам нужно: а) составить объявление; б) рассказать о собрании родителям. Сколько текстов у вас получится? Когда мы воспользуемся разговорной, а когда книжной речью?
3 Речь Речь Речь Книжная Разговорная Книжная Разговорная научно-деловая художественная
4 Обратите внимание! Разговорная речь = разговорный стиль. Разговорная речь = разговорный стиль. Художественная речь = художественный стиль. Художественная речь = художественный стиль.
5 Что такое стиль?
6 Прочитайте два текста. Какой из них вы отнесёте к научно- деловой речи? Почему? 1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились солнцем, что к осени стали золотыми. 2) Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и жёлтые красящие вещества (пигменты) в клетках листьев при этом сохраняются и становятся заметными.
7 Прочитайте 3 текста. К какому типу речи они относятся? Как вы это определили? 1. Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом. 2. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев) 3.- Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти! -Да, такой грозы давно не бывало.
8 Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным типам речи. (1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!
9 Проверь себя! Научно-деловая речь: (1), (3). Научно-деловая речь: (1), (3). Разговорная речь: (4), (6). Разговорная речь: (4), (6). Художественная речь: (2), (5). Художественная речь: (2), (5).
10 Найдите отличительные особенности каждого стиля речи. Научно-деловая речь: Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. Различают ливневый и обложной дождь. Задача речи – сообщение. Задача речи – сообщение. Сообщаются точные данные. Сообщаются точные данные. Есть термины. Есть термины. Нет слов в переносном значении, все слова в прямом значении. Нет слов в переносном значении, все слова в прямом значении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым.
11 Художественная речь Дождь… Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. Задача речи – воздействие. Задача речи – воздействие. Образность речи (эпитеты, олицетворения, метафоры и т.п.). Образность речи (эпитеты, олицетворения, метафоры и т.п.). Нет терминов. Нет терминов. Есть слова в переносном значении. Есть слова в переносном значении. Многоточие. Многоточие.
12 Разговорная речь - Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. - Не повезло тебе! Задача речи – общение. Задача речи – общение. Нет терминов. Нет терминов. Фразеологизмы. Фразеологизмы. Местоимения 1 и 2 лица. Местоимения 1 и 2 лица. Диалог. Диалог. Краткость речи. Краткость речи.
14 Словесное описание картины Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, – тогда картина оживёт. Попробуйте «войти» в картину, представьте себе этот день. Какой он? Пасмурный или солнечный? Ветреный или тихий? Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались рядом с одиноко прогуливающейся женщиной в парке в осенний день.
15 Задание Составьте по картине 3 небольших текста для трёх речевых ситуаций. У вас должны получиться: 1) словесная зарисовка этого дня; 2) краткая сводка погоды; 3) разговор в семье на эту тему.
16 Подведём итоги и поразмышляем… Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а другой хуже? Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а другой хуже? По какому признаку разделяется разговорная и книжная речь? По какому признаку разделяется разговорная и книжная речь? Как мы будем отличать разговорную, научно-деловую и художественную речь? Как мы будем отличать разговорную, научно-деловую и художественную речь?
18 Используемая литература Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. – М., Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. – М., 2007.
19 Презентацию подготовила Юрьева Е.С., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 758 г. Москвы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.