Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПолина Недоноскова
1 СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ И. А. БУНИНА. ПСИХОЛОГИЗМ БУНИНСКОЙ ПРОЗЫ Урок литературы в 11 классе Учитель: Сороковых Е.Н. МБОУ СОШ п.Солидарность Елецкого района Липецкой области
2 Иван Алексеевич Бунин
3 Цели: познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина; познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина; научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина; научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина; развивать навыки анализа прозаического текста. развивать навыки анализа прозаического текста.
4 Анализ текста рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки» 1. Какие картины встают в воображении при чтении рассказа? 1. Какие картины встают в воображении при чтении рассказа? В чем особенности композиции? Составьте план рассказа. В чем особенности композиции? Составьте план рассказа. 3. Какой представляется личность лирического героя? 3. Какой представляется личность лирического героя? 4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад Бунин? 4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад Бунин? 5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты. 5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.
5 Лексические модели: ностальгия по угасающим дворянским гнездам; ностальгия по угасающим дворянским гнездам; элегия расставания с прошлым; элегия расставания с прошлым; картины патриархального быта; картины патриархального быта; поэтизация старины; апофеоз старой России; поэтизация старины; апофеоз старой России; увядание, запустение усадебной жизни; увядание, запустение усадебной жизни; грустный лиризм рассказа. грустный лиризм рассказа.
6 5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты. 5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.
7 ПЛАН РАССКАЗА 1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду. 1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду. 2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду. 2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду. 3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду. 3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду. 4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад. 4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.
8 «Господин из Сан-Франциско» – Как донесена авторская концепция мира в рассказе? – Как донесена авторская концепция мира в рассказе? – Каков человек в изображении Бунина? – Каков человек в изображении Бунина? - Что является кульминацией рассказа? - Что является кульминацией рассказа? – Как звучит тема любви в произведении? – Как звучит тема любви в произведении? Как выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Как выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
9 План 1. «Художник нарисовал... образ греха... гордого человека со старым сердцем». 1. «Художник нарисовал... образ греха... гордого человека со старым сердцем». 2. Символично название корабля: Атлантида – затонувший мифический континент. 2. Символично название корабля: Атлантида – затонувший мифический континент. 3. Пассажиры корабля – модель человеческого общества: 3. Пассажиры корабля – модель человеческого общества: а) паразитизм «пар чистых»; а) паразитизм «пар чистых»; б) смерть господина из Сан-Франциско. б) смерть господина из Сан-Франциско.
10 Сборник «Темные аллеи» И. А. Бунин на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству». И. А. Бунин на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству». Основная тема цикла – тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души. Основная тема цикла – тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души. Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают. Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают.
11 Была чудесная весна ! Они на берегу сидели - Река была тиха, ясна, Вставало солнце, птички пели ; Вставало солнце, птички пели ; Тянулся за рекою дол, Спокойно, пышно зеленея ; Вблизи шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея. Стояла темных лип аллея. Н. Огарев Н. Огарев
12 Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок. Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.
13 Рассказы цикла «Темные аллеи» – образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова Рассказы цикла «Темные аллеи» – образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова
14 «Чистый понедельник» – Докажите, что образы главных героев построены на антитезе. – Докажите, что образы главных героев построены на антитезе. – Объясните название рассказа. – Объясните название рассказа. – Докажите, что рассказу характерны художественная краткость, сгущение внешней изобразительности, что позволяет говорить о новом реализме как писательском методе. – Докажите, что рассказу характерны художественная краткость, сгущение внешней изобразительности, что позволяет говорить о новом реализме как писательском методе.
15 Нобелевская премия «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933г. Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933г. Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».
16 План к сочинению «Всякая любовь – великое счастье...» I. Бунинское новаторство в освещении темы любви. I. Бунинское новаторство в освещении темы любви. II. Многогранность чувства любви у Бунина. II. Многогранность чувства любви у Бунина. 1. «Лики любви» в бунинских рассказах: 1. «Лики любви» в бунинских рассказах: 1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»); 1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»); 2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»); 2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»); 3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»); 3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»); 4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»); 4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»); 5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»); 5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»); 6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»); 6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»); 7) любовь – обида («Темные аллеи»); 7) любовь – обида («Темные аллеи»); 8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»); 8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»); 9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»); 9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»); 10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»). 10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»). III. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин). III. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).
17 Домашнее задание Написать сочинение на выбранную тему. 1. Рецензия на понравившийся рассказ И. А. Бунина. 1. Рецензия на понравившийся рассказ И. А. Бунина. 2. Любовь в понимании Бунина. 2. Любовь в понимании Бунина. 3. Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина. 3. Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина. 4. Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан- Франциско». 4. Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан- Франциско».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.