Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГлеб Явлашкин
1 Основные теоретические подходы к понятию одаренности детей Кондрашова Л. В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 8 г. Каменск - Шахтинского
2 Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными», «все дети являются одаренными», до уровня одаренного можно развить практически любого ребенка до уровня одаренного можно развить практически любого ребенка «одаренные дети встречаются крайне редко», «одаренные дети встречаются крайне редко», т.е. одаренность – уникальное явление
3 Кого считать одаренными детьми? Н.С.Лейтес выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными: дети с высоким IQ; дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности, дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности, дети с высокой креативностью (способностью к творчеству). дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).
4 Кого считать одаренными детьми? М.А.Холодная выделяет шесть категорий: сообразительные сообразительные блестящие ученики блестящие ученики креативы креативы компетентные компетентные талантливые талантливые мудрые мудрые
5 Концепция американского исследователя Дж. Рензулли: Концепция американского исследователя Дж. Рензулли: одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
6 Психолог Б.М.Теплов Понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность. Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
7 Таким образом, одаренными чаще всего называют: детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (IQ); детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (IQ); детей с высоким уровнем творческих способностей; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми; детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми; детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);
8 Виды одаренности психомоторная, психомоторная, интеллектуальная, интеллектуальная, творческая, творческая, академическая, академическая, Социальная, Социальная, духовная духовная
9 В учебной деятельности одаренные дети Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
10 В учебной деятельности одаренные дети Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи». Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи». Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
11 «Минусы» одаренных детей Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности: Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
12 «Минусы» одаренных детей Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
13 Необходимые условия работы с одаренными (Теплов): сохранение индивидуальности; сохранение индивидуальности; поддержка собственной познавательной потребности; поддержка собственной познавательной потребности; знание психологических особенностей «одаренных». знание психологических особенностей «одаренных».
14 Рекомендации по развитию одаренного ребенка Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий. Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий. Предоставление большей самостоятельности. Предоставление большей самостоятельности. Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах Уделение большего внимания физическому и нравственному развитию. Уделение большего внимания физическому и нравственному развитию.
15 Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми: быть доброжелательным и чутким; быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; иметь широкий круг интересов и умений; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
16 Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми: иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора; иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора; проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
17 А. Н. Колмогоров: « Не существует сколько - нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе ».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.