Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛеонид Басалаев
1 Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
2 Цели урока: Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю» Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю» Повторить понятия: романтизм, элегия. Повторить понятия: романтизм, элегия. Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении. Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении. Проследить композицию и сюжет стихотворения. Проследить композицию и сюжет стихотворения. Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря) Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря) Цели урока:
3 Романтизм: 1. Романтическая страстная личность. 1. Романтическая страстная личность. 2. Конфликт между личностью и обществом. 2. Конфликт между личностью и обществом. 3. Сильный характер романтического героя. 3. Сильный характер романтического героя. 4. Исключительные обстоятельства. 4. Исключительные обстоятельства. 5. Экзотическая природа, романтический пейзаж. 5. Экзотическая природа, романтический пейзаж. 6. Стремление к абсолютной свободе. 6. Стремление к абсолютной свободе. 7. Поиск непостижимого идеала в сочетании с пониманием несовершенства мира. 7. Поиск непостижимого идеала в сочетании с пониманием несовершенства мира.
4 Элегия - жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека
5 Море - « свободная стихия», «гордая краса», « ропот заунывный», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн…»
6 Основная тема элегии - Тема свободы, т.к. все атрибуты моря это в равной степени и атрибуты свободы – «гордая краса», «своенравные порывы» и т.д. Тема свободы, т.к. все атрибуты моря это в равной степени и атрибуты свободы – «гордая краса», «своенравные порывы» и т.д.
7 Композиционный план стихотворения: 1-5 строфа – воспоминание о море; 1-5 строфа – воспоминание о море; 6 строфа – порыв к личной свободе, желание вырваться на волю; 6 строфа – порыв к личной свободе, желание вырваться на волю; 7-8 строфа – о страсти, которую испытал поэт; 7-8 строфа – о страсти, которую испытал поэт; 9-10 строфа – образ Наполеона; 9-10 строфа – образ Наполеона; строфа – образ Байрона; строфа – образ Байрона; 13 строфа – размышление о своей судьбе и судьбе мира; 13 строфа – размышление о своей судьбе и судьбе мира; строфа – обещание не забыть торжественной красоты моря строфа – обещание не забыть торжественной красоты моря.
8 2 группа: Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря. Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря. 2. Какое настроение они передают? 2. Какое настроение они передают? 3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»? 3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?
9 3 группа: Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…» Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…» Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура? Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура? Почему к морю поэт обращается в мужском роде? Почему к морю поэт обращается в мужском роде? 2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря? 2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?
10 П.А.Вяземский: «Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь». «Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь».
11 Лорд Байрон Наполеон Бонапарт
12 4 группа: Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин? Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин? 2. Звукопись стихотворения. Найти примеры аллитерации, ассонанса. 2. Звукопись стихотворения. Найти примеры аллитерации, ассонанса. Что придают звуковые повторы стихотворению? Что придают звуковые повторы стихотворению? Как помогают раскрыть тему моря? Как помогают раскрыть тему моря? 3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так: 3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так: «Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?
13 5 группа: Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7) Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7) 2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе? 2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?
14 Композиция – построение произведения. Композиция – построение произведения. Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу. Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
15 6 группа: Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю». Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю». Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина? Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина? Какие слова стихотворения созвучны картине? Какие слова стихотворения созвучны картине? 2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине? 2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине? 3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения? 3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения?
16 И.Е. Репин, И.К.Айвазовский Пушкин у моря. «Прощай, свободная стихия!»
17 Черты романтизма в элегии: Пронизана романтическим настроением. Пронизана романтическим настроением. Романтический пейзаж. Романтический пейзаж. Гордое одиночество поэта. Гордое одиночество поэта. Романтичны скорбные думы о судьбах человечества. Романтичны скорбные думы о судьбах человечества. Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком. Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.
18 М.И.Цветаева: «Прощай, свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…» «Прощай, свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.