Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОльга Ширманова
1 Подготовила ученица 10 «В» класса Сухарева Марина Учитель Халяпина Лариса Николаевна Муниципальное образовательное учреждение « Первомайская средняя общеобразовательная школа » Народ и личность в романе Толстого " Война и мир "
2 Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Лев Николаевич Толстой в романе " Война и мир " отрицает теорию культа великой личности в истории, он отводит ей ничтожно мало места, приравнивая её к назначению " ярлыка ", то есть давать наименование событиям, фактам и явлениям.
3 Наполеон при жизни получает титул непобедимого и гениального полководца, а Толстой развенчивает его в нравственном плане, обвиняя в отсутствии гуманизма по отношению к простым солдатам и народу. Наполеон захватчик, поработитель народов Европы и России. Как полководец, он является косвенным убийцей многих тысяч людей, только это давало ему право на величие и славу. Государственная деятельность Наполеона в этом свете попросту безнравственна. Европа не могла никого противопоставить Наполеону, " никакого разумного идеала ", и только русский народ хоронит его сумасбродные планы захвата мирового господства. Наполеон при жизни получает титул непобедимого и гениального полководца, а Толстой развенчивает его в нравственном плане, обвиняя в отсутствии гуманизма по отношению к простым солдатам и народу. Наполеон захватчик, поработитель народов Европы и России. Как полководец, он является косвенным убийцей многих тысяч людей, только это давало ему право на величие и славу. Государственная деятельность Наполеона в этом свете попросту безнравственна. Европа не могла никого противопоставить Наполеону, " никакого разумного идеала ", и только русский народ хоронит его сумасбродные планы захвата мирового господства.
4 Толстой пишет : " Вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примера ". Весь облик Наполеона ненатурален и лжив. Он не мог отвечать высоким моральным требованиям, поэтому в нём нет и подлинного величия. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Воплощением всего этого является Кутузов. Толстой отмечает в нём не только " мудрого наблюдателя событий ", но и талант полководца, руководившего самым главным моральным духом войска.
5 Война приобретала всенародный, национальный характер, поэтому на посту главнокомандующего должен был быть не иностранец, а русский полководец Кутузов. С приходом его на этот пост русские воспрянули духом. Они даже сочинили пословицу : " Пришёл Кутузов бить французов ". Превосходство русской армии в военном отношении и полководческий гений Кутузова показали в 1812 году, что русский народ – непобедим.
6 Толстой утверждал, что ход мировых событий предопределен свыше, и влияние личности на ход этих событий есть только внешнее, фиктивное. Все совершается не по воле людей, а по воле провидения. Это означает, что Толстой старается опоэтизировать стихийные законы жизни. Он утверждал, что всё решают чувства, а не разум, что есть рок, судьба. Теория предопределенности, фатализма, неизбежности исторических событий сказалась также и на трактовке образов Кутузова и Наполеона. Толстой утверждал, что ход мировых событий предопределен свыше, и влияние личности на ход этих событий есть только внешнее, фиктивное. Все совершается не по воле людей, а по воле провидения. Это означает, что Толстой старается опоэтизировать стихийные законы жизни. Он утверждал, что всё решают чувства, а не разум, что есть рок, судьба. Теория предопределенности, фатализма, неизбежности исторических событий сказалась также и на трактовке образов Кутузова и Наполеона.
7 Противоречия во взглядах Толстого на изображение им Кутузова проявляются в том, что, с одной стороны, Кутузов мудрый, пассивный наблюдатель хода военных событий, руководитель духа войска, а с другой стороны это полководец, активно вмешивающийся в ход военных событий. Кутузов предложил Наполеону генеральное сражение и при численном превосходстве противника одержал военную и моральную победу. Кутузов на следующий день отдаёт приказ о контрнаступлении, чтобы поднять дух войска, но потом отменяет приказ в целях сохранения армии и сил. И таких примеров много.
8 Реализм Толстого взял верх над путами его фаталистической философии и художественно представил истинное лицо великого полководца, его кипучую энергию, активное участие в ходе военных событий. В русской армии жил неукротимый дух суворовской "науки побеждать", были живы национальные традиции военной школы Суворова. Солдаты вспоминают его и во время боя, и у костра.
9 Как к оценке поступков отдельных людей, так и к оценке исторических событий, Толстой подходит с критериями добра и зла. Развязывание войны он считает величайшим проявлением зла. Важнейший вывод, который вытекает из художественных картин и теоретических рассуждений писателя, вывод о решающей роли народных масс в истории. Изображая войну годов, Толстой объясняет причину поражения русских именно тем, что солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды её цели.
10 Совсем по - иному изображаются настроения армии в войне 1812 года. Эта война носила народный характер потому, что русский народ защищал свой дом и свою землю. Подлинный героизм, незаметный и естественный, как сама жизнь, это качество проявляется и в боях, и в солдатских буднях, и в отношениях русских воинов друг к другу и к врагу. Народ предстаёт перед нами как носитель высших нравственных ценностей. Общие цели и общая беда сплачивают людей.
11 В " Войне и мире " воплощена подлинная народность величайшее завоевание русской классической литературы. О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего народа, который является по существу главным героем его произведения.
12 Информационные ресурсы mir.html mir.html В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература XIX века. 10 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2008.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.