Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИгорь Рудалев
1 ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Общенаучная классификация логических ошибок отсутствует, однако в целом все логические ошибки можно разделить на два класса. 1.Ошибки собственно логические, ошибки мышления; 2.Ошибки речи, ошибки плана выражения, вторичные логические ошибки. К собственно логическим ошибкам относятся ошибки, связанные с нарушением или отсутствием логической и лексико-грамматической связи между частями текста, отсутствием логики в рассуждениях в пределах одного абзаца или даже предложения, неумением строить контекст. Ошибки речи чаще всего создают некую логическую неувязку, нередко комического свойства: Он облокотился спиной на холодную батарею. (В.Катаев). Товарищи квартиросъемщики! При заполнении расчетной книжки выделяйте газ. (Объявление в ЖЭКе). Девятое окно работает в десятом окне. (Объявление в поликлиннике). Такие логические ошибки связаны со следующими понятиями: АЛОГИЗМ – рассуждение, противоречащее логике. ПАРАЛОГИЗМ – термин логики, ненамеренная ошибка в умозаключении, заблуждение автора. ЛОГИЧЕСКИЙ СКАЧОК - соединение понятий из разных логических рядов. ( Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди всех действующих лиц «Грозы». Язык оказался среди действующих лиц: автор соединил понятия из разных логических рядов, это и есть логический скачок. )
2 ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ АЛОГИЗМ – противоречие тому, что написано ранее. ( Вдоль строя шел генерал. Под фуражкой блестела на висках проседь, но держался он молодцевато, да и форма – высокая курчавая папаха, плотно облегающая шинель, лампасы – красила, молодила генерала. Подобная небрежность может привести к нарушению логической последовательности всего повествования.) АМФИБОЛИЯ (греч. Двусмысленность) – обычно амфиболия порождается синтаксическим несовершенством фразы. По окончании вуза отец подарил мне свою библиотеку. ( Кто окончил вуз?) Преподавателю приходилось много объяснять. (Преподаватель объяснял или ему объясняли?) Мешки беспрерывно заполняются пенсионерами и женщинами. (Пенсионеров и женщин засовывают в мешки?) НЕЛОГИЧНОЕ, ХАОТИЧНОЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ : Волы, мешки, сено, цыгане, горшки, бобы, пряники, шапки – все ярко, пестро, неспокойно… НЕЛОГИЧНОЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ : Он приехал бог знает откуда, я тоже здесь живу.
3 РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЕТЫ 1.НЕДОПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СЛОВА, УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В НЕСВОЙСТВЕННОМ ЕМУ ЗНАЧЕНИИ. И обратно он начал командовать! 2. СМЕШЕНИЕ ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА. В воду прыгают крысы, бегали чибисы – смешение времени. Заяц забрался на ветку и сидел – (смешение видов). 3. НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ, ПРИВОДЯЩЕЕ К НЕЯСНОСТИ ИЛИ ДВУСМЫСЛЕННОСТИ РЕЧИ. Землянику напоминает ревизору, что он у него обедал. Когда Коля прощался с отцом, он не плакал. 4. НЕОПРАВДАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОСТОРЕЧНЫХ И ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ. Петя шел взади. На вратаре майка, напяленная на рубашку. 5. СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ. Мама мне велела надеть свитер, но я наперерез отказался. Человек ведет праздничную жизнь. 6. НАРУШЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ СЛОВ. Вышел красный молодец на бой со змеем. Коле выдали благодарность. Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят.
4 7.МЕСТОИМЕННОЕ УДВОЕНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО. Леня, когда вернулся в отряд, он был в генеральском кителе с витыми погонами. Петя - он был самый сильный из ребят. 8.НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову. Жучка помогала рыть снег лапами и мордой людям. Узкая полоска только с берегом связывает остров. 9. УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА (ПЛЕОНАЗМ). Речка замерзла льдом. Наступил август месяц. 10. НЕРАЗЛИЧЕНИЕ ОТТЕНКОВ ЗНАЧЕНИЯ СИНОНИМОВ ИЛИ БЛИЗКИХ ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВ. После футбола я пошел домой с унылой головой, потому что мы проиграли. Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять. 11. НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ. Бойцы выполнили клятву. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Предлагаем полное излечение диабетиков и других заболеваний. 12. ПОВТОРЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА В РАМКАХ НЕБОЛЬШОГО КОНТЕКСТА. Стрижа обдавало брызгами, и стриж подумал, что скоро конец. 13.УПОТРЕБЛЕНИЕ РЯДОМ ИЛИ БЛИЗКО ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ. Однажды охотник охотился на зайцев. Вот такие со мной случаются случаи.
5 12. ОДНОТИПНОСТЬ И СЛАБАЯ РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ. Наступила осень. Трава стала некрасивой. Листья на деревьях стали желтыми. Вода в реке стала холодной.
6 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Грамматические ошибки возникают вследствие нарушений грамматических законов языка. Чаще всего эти ошибки наблюдаются в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений, поэтому в соответствии с тремя основными разделами грамматики различаются ошибки в словоизменении, словообразовании и синтаксисе. 1.Ошибочное словообразование 2.Ошибочное образование формы существительного. 3.Ошибочное образование формы прилагательного. 4.Ошибочное образование формы числительного. 5.Ошибочное образование формы местоимения. 6.Ошибочное образование формы наречия. 7.Ошибочное образование формы глагола. 8.Нарушение согласования. 9.Нарушение управления. Будующий, надсмехаться Красивые польта, не хватает время Более красивее, красивше С пятьсот рублями, в двух тысяча седьмом году Ихнего пафоса, ихние проблемы Отсюдова, откудова Они ездиют, хочут, ложат, пиша сочинение С компанией ребят, серьезно увлекающимися туризмом. Дотронуться к березе, сделать свою комнату более красивую, показалось о том, что
7 10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. 11. Нарушение способа выражения сказуемого. 12. Ошибки в построении предложения с однородными членами. 13. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. 14. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом. 15. Ошибки в построении простого и сложного предложения. 16. Смешение прямой и косвенной речи. 17. Нарушение границ предложения. Растут много берез Все были рады, счастливы и веселые. Хотел сказать о значении книг и почему я их люблю. Читая книгу, заболела голова. У него был устремленный взгляд в море. Ты не забудешь о празднике никогда, который тебя порадовал. Мне показалось то, что это сон. Автор сказал, что я не согласен с мнением многих. Девочка беспокоится за своих близких. Поэтому так печально глядит вдаль.
8 18. Ошибки в выборе и употреблении сочинительного или подчинительного союза И вдруг мы увидели светящуюся точку, и у нас появилась надежда. Комната нравится мне из-за того, что она большая и светлая.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.