Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнесса Ваганова
1 ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ГОУ СПО «ВОРКУТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2 ПЛАН Причины зрительных нарушений. 2 Образование детей с нарушениями зрения. 4 Определение понятия «зрение». Строение зрительного анализатора. 31 Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей. 33
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗРЕНИЕ» ЗРЕНИЕ - это способность ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Орган зрения позволяет получить до 90% информации об окружающем мире.
4 ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения – тифлопедагогика. Основоположником тифлопедагогики является французский педагог Гаюи. Развитие отечественной тифлопедагогики связано с именами ученых М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, Б.И.Коваленко. Автором рельефного письма является французский ученый, «великий слепой» – Луи Брайль.
5 Строение зрительного анализатора 1) периферический (рецепторный, воспринимающий) отдел 2) проводящие пути 3) центральный (корковый) отдел
6 Причины зрительных нарушений Врожденная патология Приобретенная патология Генетические факторы : наследственная передача некоторых дефектов зрения: микрофтальм – уменьшение размера одного или обоих глаз и значительное понижение зрения; анофтальм – врожденное безглазие. катаракта – помутнение хрусталика; астигматизм – аномалии рефракции, т.е. преломляющей способности глаза; нарушение обмена веществ (при фенилкетонурии); воздействие на плод инфекций. Осложнения детских инфекций: корь, скарлатина, дифтерия; осложнения общих инфекций: сифилиса, оспы, туберкулеза глаз; глаукома (заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза); внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния; травмы головы; атрофия зрительного нерва, сетчатки (нарушение питания, гибель клеток); нейроинфекции – менингит, энцефалит. Органические нарушения
7 ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ Ушиб глаза Ожоги глаз
8 ДЕФЕКТЫ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ
9 Причины зрительных нарушений Функциональные нарушения НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ И ПРАВИЛ: НЕДОСТАТОЧНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ; ЧРЕЗМЕРНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ – ДЛИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КНИГ, ПРОСМОТР ТЕЛЕВИЗОРА, РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ; НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ С КНИГОЙ: ЧТЕНИЕ ЛЕЖА, В ДВИЖУЩЕМСЯ ТРАНСПОРТЕ, ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ
10 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ
11 КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СЛЕПЫЕДЕТИ(НЕЗРЯЧИЕ) Дети с полным отсутствием зрительных ощущений, сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков). Слепота – двусторонняя неизлечимая потеря зрения. СЛАБО ВИДЯЩИЕ ДЕТИ Составляют относительно большую группу. К ним относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4, а также с другими нарушениями: сужение поля зрения, патология цветоощущения, косоглазие.
12 СЛЕПЫЕ (НЕЗРЯЧИЕ) ДЕТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СЛЕПОРОЖДЕННЫЕ (отсутствуют зрительные представления) ОСЛЕПШИЕ (зрительные представления остались в их памяти) Чем позже ребенок потерял зрение, тем легче ребенок вспоминает образ предмета (явления) по словесному описанию.
13 СЛЕПОТА АБСОЛЮТНАЯ ( ТОТАЛЬНАЯ ) отсутствует светоощущение и цветоразличие. ПРАКТИЧЕСКАЯ сохраняется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее различать контуры, силуэты предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых имеют остаточное зрение.
14 СЛАБО ВИДЯЩИЕ ДЕТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 дети с нарушением поля зрения дети с патологией цветоощущения, косоглазием
15 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОГРАНИЧЕНИЕ В ОБЩЕНИИ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ ТРУДНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОПРИЯТИЯ, ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКАЖЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
16 ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ СЛУХОВОЙ КОЖНЫЙ ВИБРАЦИОННЫЙ ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ ОПОРАНАСОХРАННЫЕАНАЛИЗАТОРЫОПОРАНАСОХРАННЫЕАНАЛИЗАТОРЫ «ШЕСТОЕ» ЧУВСТВО (ТЕПЛОВОЕ)
17 ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ ШКОЛА III ВИДА УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИФЛОПРИБОРОВ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ ПО СИСТЕМЕ БРАЙЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ, ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОВОДИТ ТИФЛОПЕДАГОГ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ( РЕЛЬЕФНОГО )
18 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ Азбука для незрячих (рельефный шрифт Брайля Настольный прибор для письма по Брайлю
19 ОБУЧЕНИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ ОПТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ОПОРА НА ОСТАТОЧНОЕЗРЕНИЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ: ОСТАТОЧНОЕЗРЕНИЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ:
20 ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ ШКОЛА IV ВИДА Увеличение срока обучения Используются специальные оптические средства для фронтального обучения : эпи - и диапроекторы Обучение по специальным учебным пособиям с крупным шрифтом В помещениях создается повышенная освещенность Обучение проводит тифлопедагог Используются специальные оптические индивидуальные средства : очки телескопические и гиперокулярные, лупы – ручные, стационарные
21 ОПТИЧЕСКИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Телескопические очки для слабовидящих
22 ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Педагог должен соблюдать следующие правила: Следить за ношением очковПосадить ребенка за первую парту Соблюдать режим зрительной работы: мин. непрерывного чтения или письма - перерыв Чередовать виды деятельности, проводить гимнастику для глаз, оптимально использовать наглядность Осуществлять тесную связь с родителями и медработником
23 ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
24 Литературные источники Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. –М., Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой.-М.,2005. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребелевой.- М., Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. –М.,2000.
25 СОСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Губенко А.М.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.