Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемФилипп Фарафонов
1 Тема: ИСТОРИЯ РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА
2 Комедийная хоромина первое театральное здание в России, предназначенное для театральных представлений. Оно было построено в 1672 году в летней резиденции царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы (теперь это Москва). Полковнику фон Стадену, уезжавшему за границу весной 1672 года, было поручено (среди прочих поручений) привезти для государя в службу всяких людей, которые б умели всякие комедии строить. Но полковнику это поручение выполнить не удалось, так как иностранные актеры, имеющие самое приблизительное представление о Московии, да к тому же изрядно напуганные различными разговорами, ехать в Россию отказались. Это обстоятельство, однако, не изменило намерение создать театр. Заняться организацией театра было поручено пастору из Немецкой слободы в Москве Иоганну Грегори. КОМЕДИЙНАЯ ХОРОМИНА
3 По приказу царя Грегори должен был учинити комедию, а на комедии действовать из Библии книгу Есфирь. В это время и был построен театр Комедийная хоромина. Труппу театра набрали из детей иноземцев, живших в Москве. Она состояла из шестидесяти четырех человек. Сам Грегори и переводчик посольского приказа Юрий Гивнер репетировали пьесу, написанную на библейский сюжет. Пьеса была первоначально написана по-немецки, а потом переведена на русский язык. Репетиции проводились на двух языках. 17 октября 1672 года состоялось первое представление придворного театра. Спектакль Есфирь, или Артаксерксово действо, имел большой успех. Зрители были поражены тем, как на сцене события прошлого оживают перед ними и переносятся во время настоящее. Спектакль длился десять часов подряд без антракта, что объяснялось огромным размером пьесы.
4 Комедиальная храмина театральное здание, выстроенное в Москве в 1702 году на Красной площади против Никольских ворот Кремля. Театральное помещение выстроено по приказу царя Петра I для публичного государственного театра. Новый театр значительно отличался от существовавшего во времена царя Алексея Михайловича. Он был общедоступным, то есть рассчитанным не на придворного, а на городского зрителя. Петр I придавал этому театру большое значение. Находясь в Архангельске, он не забывал следить за выполнением его указа о строительстве театра в Москве. Идея Петра I, конечно же, встречала сопротивление в среде поборников старого стиля жизни им не нравилось и то, что театр расположили в самом центре древней русской столицы. (По первоначальному замыслу театр должен был располагаться внутри Кремля.) К концу 1702 года Комедиальная храмина была готова. Петр Великий ставил перед театром задачи воспитания общества в духе патриотическом, и он должен был прославлять российское государство и самого Петра, он должен был прославлять победы русского оружия и быть культурным и приличным развлечением. Открытие театра совпало со временем больших побед, одержанных русской армией над войсками Карла XII. Театр предполагалось открыть представлением триумфальной комедии, посвященным военным победам России в произошедшей войне. КОМЕДИАЛЬНАЯ ХРАМИНА
5 Школьными назывались театры духовных учебных заведений. Первый, упоминающийся в литературных источниках, такой спектакль состоялся в Киево-Могилянской академии. В основании школьного театра лежала школьная драма, сочиненная по определенным правилам пиитики. Она опиралась, прежде всего, на правила христианского учения о мире и человеке, о добре и зле, на строгие церковные догматы и вечные библейские и евангельские сюжеты. Очень часто сами пьесы являлись практическим приложением к школьной пиитике: их писали преподаватели, ученые монахи для летних рекреаций (каникул). МАЛОРУССКИЙ ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
6 Университетский театр был создан при Московском университете в 1757 году с целью открыть учащимся новое поприще к развитию и образованию их способностей в декламации и мимике, а также сблизить университет с обществом. В театре играли студенты и воспитанники университетской гимназии. Театром руководил известный русский драматург М. М. Херасков (1733– 1807). Деятельность Университетского театра была связана с теми просветительскими традициями, которые утверждались М. В. Ломоносовым и его последователями. В спектаклях этого театра принимали участие Д. И. Фонвизин, Я. Булгаков, И. Ф. Богданович (автор знаменитой Душеньки), Е. Булатницкий, М Д. Чулков, В. А. Троепольский, ставшие впоследствии видными деятелями русской литературы, науки и искусства. Сначала спектакли театра были закрытыми. Но вскоре представления начали давать на святках и во время масленицы в университетском помещении на Воскресенской площади. С 1759 года их показывали уже широкой публике, то есть они стали публичными. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ТЕАТР
7 В 40-ых годах 18 века, в Ярославле появилась первая труппа русских актеров, которую возглавлял Федор Волков. В 1752 году, труппу пригласили играть в Петербург, а через четыре года труппа стала авангардом русского театра 18 века. Русский театр в Петербурге располагался на Васильевском острове, в доме Головина. Директором театра был Сумароков. На сцене Петербургского тетра впервые были поставлены пьесы Фонвизина.
8 знаменитый писатель, драматург, создатель русской бытовой комедии, виднейший представитель русского Просвещения екатерининской эпохи. Денис Иванович Фонвизин происходил из рыцарского рода, вышедшего из Ливонии при Иване Грозном, давшего России несколько поколений служилых дворян. Сын Ивана Андреевича Фонвизина, образ которого позже воплотил в своём любимом герое «Стародуме» в своём произведении «Недоросль». Творец «Недоросли» был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с тиранией. ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН ( )
9 ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ ( ) положил начало формированию важнейших традиций русского национального театра. «Сей муж был великого, обымчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг». Н. И. Новиков Ф. Г. Волков. Портрет работы А. П. Лосенко.
10 В учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе. В 1740-х гг. организовал в Ярославле домашний, а с 1750 постоянный публичный театр, часть труппы которого, вызванная в 1752 указом империатрицы Елизаветы Петровны в СПб., составила основу первого русского профессионального публичного театра (Русский для представления трагедий и комедий театр). В СПб. выступал преим. в пьесах А. П. Сумарокова, занимая положение первого трагика. Мастерски выступал и в комедии. В его игре современники отмечали "бешеный" темперамент, вдохновенную распевную манеру произнесения стихов. Природное дарование сочеталось с элементами эстетики классицизма. С 1761, после отставки Сумарокова, руководил рус. придворной труппой. Писал стихи, занимался живописью и скульптурой, играл на множестве музыкальных инструментах, знал иностранные языки. Участвовал в свержении Петра III, за что в 1762 возведен в дворянское достоинство. В связи с коронацией Екатерины II в Москве (1763) подготовил 3-дневный уличный карнавал "Торжествующая Минерва", во время которого простудился и вскоре умер. ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ ( )
11 ТЕАТР ИМ. Ф.Г. ВОЛКОВА В ЯРОСЛАВЛЕ. В 1751 году Ф. Г. Волков на свои средства и деньги, собранные дворянами- меценатами, строит для театра специальное здание на берегу Волги. Театр был доступен народу, он всегда был переполнен. С начала XIX века публичные спектакли становятся регулярными. В 1820 году ярославский архитектор П. Я. Паньков строит деревянное театральное здание (на том же месте, где ныне находится театр имени Ф. Г. Волкова). В 1842 году на месте обветшалого деревянного здания петербургский купец М. Я. Алексеев выстроил новый каменный, двухэтажный театр. В 1911 году на средства города было построено новое театральное здание, существующее и поныне.
12 В русском театре 18 века, было популярным такое явление, как крепостные театры. Театры графа Шереметева в Останкино, князя Юсупова в Архангельском, которые славились вдохновенной игрой крепостных актеров. Часто крепостные актеры обладали большим талантом, но они были не свободны. Такие жизненные перипетии нередко оканчивались трагедией. КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ
13 В театральной жизни последней трети XVIII начала XIX столетия особое и даже исключительное место занимали крепостные театры Шереметевых. Их было восемь: в подмосковной усадьбе Кусково располагалось три сцены Старый, или Закрытый, театр, Новый театр, Воздушный театр (Воздушный театр назывался так потому, что находился в парке, на открытой природной площадке). Был у Шереметевых театр и в Москве на Никольской улице и Воздвиженке, и театр-дворец в Останкино, сохранившийся до наших дней. Шереметевы графов Шереметевых род богатый и знатный. Дворяне, принадлежавшие к той прослойке, что составляла всего 16 % дворянства, а владела 80 % всего крепостного крестьянства России. Театром начал увлекаться Петр Борисович Шереметев (1713–1788). Принадлежал он к придворной верхушке старого, елизаветинского дворянства. В 1750 году он начал грандиозное переустройство своей подмосковной усадьбы Кусково. Проектирование возложил на знаменитых архитекторов де Вальи, С. Чевакинского, В. Баженова. ТЕАТРЫ ШЕРЕМЕТЕВЫХ
14 Шереметевские театры возникли одной только волей хозяина. Эти театры были независимы от публики и, уж конечно, не стремились улучшать нравы и моральные качества своих титулованных зрителей. Театр Шереметевых был культурным предприятием, изысканным развлечением. Интересно и другое обстоятельство: в отличие от крепостных театров, дающих спектакли в дни праздников, именин и прочих семейных событий их владельцев, спектакли у Шереметевых устраивались регулярно два раза в неделю. Вход в театр был бесплатным. 116 пьес шло на шереметевской сцене. Из них 73 оперы, 25 комедий. Лучшая актриса театра- крепостная графа Шереметева, Параша Жемчугова.
15 Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева актриса и певица крепостного театра графов Шереметевых. Согласно традиции, по которой актёрам шереметевского театра давали имена по названиям драгоценных камней, Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. Павел I, пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер- гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она вынуждена была оставить сцену. В 1798 году Николай Шереметев даёт вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, а 6 ноября 1801 года венчается с ней тайным браком. 3 февраля 1803 года она родила сына, Дмитрия но беременность и роды подорвали её здоровье Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. В память о жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом, где в наши дни размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.
16 Наибольшее количество крепостных театров было в Москве и Подмосковье. Известны театры князя Н. Б. Юсупова в подмосковном селе Архангельское (сохранившийся доныне), С. Апраксина, А. Столыпина, А. Гагарина, П. Волконского, А. Нарышкина, Д. Голицына, И. Салтыкова и многих других. 52 театра было в Москве, 27 в Петербурге, 52 в других городах и усадьбах.
17 Домашнее задание Перечислите пьесы, которые ставились в Российских театрах 17 века.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.