Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПетр Якимкин
1 Педагогический совет 4 от 28 марта 2012 года «ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
2 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ: 1.Вступительное слово «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников» - зам.зав. по УМР Филипповских Н.В 2.Деловая игра. 3.Социально-психологический тренинг «Общение педагогов с родителями» - педагог-психолог Мальковская Л.М. 4. Обсуждение и утверждение Положения об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса МБДОУ 60 – заведующая Салохина Г.И. 5. Решение.
3 Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: 1. Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспитанников 2. Определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателей 3. Помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»
4 «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
5 В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки. Личностные качества и установки (личностный компонент) Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
6 Знания (содержательный компонент) о семье об особенностях семейного воспитания о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания о методах изучения семьи о современных формах организации общения о методах активизации родителей.
7 Умения и навыки (деятельностный компонент) Умение преодолевать психологические барьеры общения Владение методами изучения семьи Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье Умение ориентироваться в информации Умение конструировать программу деятельности с родителями Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения
8 Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует. Портрет педагога Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника» Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями. В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества. Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей. Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними. Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей. Обладает развитыми коммуникативными навыками.
9 ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЯМИ: 1.Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Прямое влияние причины: Родители молодые, неопытные, невоспитанные, несдержанные. Считают свое мнение единственным верным и при этом не знают возрастные особенности детей. Не желают слушать. Уходят от проблем, занимаются самообманом, делают вид, что все в порядке ("перерастет"). Особая категория материально обеспеченных родителей, которые готовы платить другим, чем заниматься воспитанием самим. Упорное настаивание на своей "ложной" (с позиции педагогики) точке зрения. Пути преодоления: Каждый год на родительских собраниях в доступной форме (нестандартными способами, с использованием схем, карточек) разъяснять родителям, что должны уметь дети к концу года; Давать родителям на дом консультации по интересующим их вопросам, либо на те темы, на которые им необходимо обратить внимание, по мнению педагога, обязательно беседовать по поводу прочитанного родителями материала; Демонстрировать части занятий или режимных моментов, в которых родитель сможет наглядно увидеть способности своего ребенка; Приглашать родителя в обычный будний день, с целью непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка в группе в какой-либо режимный момент; Индивидуальные беседы с родителями (прием: "вы хотите, чтобы мы вам помогли?..").
10 2.Недостаточная компетентность многих воспитателей. Прямое влияние причины: Набор личностных качеств, установок, мешающих конструктивному взаимодействию (неоправданное упорство, ригидность, грубость и пр.). Молодой контингент педагогов не обладает достаточным опытом и иногда знаниями. Отсутствие желания вникать в суть конфликтов, разбираться в спорных вопросах. Косвенное влияние причины: Не столько важна компетентность, сколько личная мотивация в профессии (любовь к тому, чем занимается). Пути преодоления: Проведение и участие в коммуникативных тренингах; Работа над собой, самосовершенствование.
11 3.Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду. Прямое влияние причины: Воспитателям доступна лишь та информация, которую обличает родитель, часть информации зачастую скрывается родителями. Родители мало интересуются жизнью ребенка в детском саду. Пути преодоления: Анкетирование; Проведение круглых столов, дней открытых дверей, чаепитий, непринужденных бесед; Давать задания на дом, доделывать дома совместно с детьми, начатую в детском саду работу; Создание и поддержание традиций в группе; Организация кружковой деятельности, выставок, открытых просмотров занятий, театральных пятниц, отмечать благодарностью каждого родителя (хоть за самую малость, дать родителю почувствовать себя востребованным);
12 4. Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания. Прямое влияние причины: Назидательный тон педагога и постоянные жалобы на поведение ребенка в детском саду. Родители считают себя достаточно знающими своих собственных детей ("как никто другой"), и часто болезненно воспринимают критику и рекомендации из-за своих амбиций. Косвенное влияние причины: Воспитатель не пытается учить родителя и показать свою грамотность, ему необходимо помочь ребенку, к чему он и призывает родителей. Пути преодоления: Меньше жаловаться на ребенка, диалог начинать с позитивной информации и плавно переходить к проблеме; Изменить диалог таким образом, чтобы родитель сам предложил пути выхода из сложившейся ситуации, а педагог тактично скорректирует предложенные идеи ("а каково Ваше мнение?, Вы говорите замечательные вещи, А как Вы предлагаете?").
13 5.Стремление воспитателей избегать "живого" общения, подменить его анкетированием, информационными стендами. Прямое влияние причины: Избегание общения несет недопонимания и ложные домыслы с обеих сторон. (Причинами может быть: стеснение, отсутствие времени, нежелание давать негативную информацию о ребенке) Пути преодоления: Ведение кружковой деятельности, групповой работы с обязательным применением активных форм, проведение совместных занятий, творческих вечеров, чаепитий, неформальных встреч; Вовлечение родителей, нежелающих принимать участие в жизни группы, конфликтных родителей в выполнение заданий по поручению родительского комитета, возложение на них ответственности за определенную деятельность; Индивидуальные доверительные беседы Выявление пожеланий родителей и вовлечение их же в создание условий для реализации выдвинутых идей по улучшению работы группы.
14 6."Закрытость" дошкольного учреждения. Прямое влияние причины: Проводимые публичные отчеты, доклады относительно деятельности МБДОУ не всегда ясны родителям, они избегают этой информации, т.к. недопонимают ее. Косвенное влияние причины: "Желание" участвовать в жизни детского сада зависит от родителей Пути преодоления: Проведение встреч с родителями в интересных, нетрадиционных, непринужденных формах; Создание и поддержание традиций в группе; Личная мотивация педагога в проводимых МБДОУ мероприятиях, "построение" этих мероприятий перед родителями, повышение перед родителем значимости деятельности МБДОУ.
15 Деловая игра Наша деловая игра будет состоять из трех частей: 1. Разминка 2. Упражнения на развитие коммуникативности педагога 3. Банк идей.
16 дайте ответы на следующие вопросы: Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
17 Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
18 В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
19 В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
20 В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
21 Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? ( ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
22 Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
23 Упражнения на развитие коммуникативности педагога. Упражнение «Искусство общения» Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам. Инструкция: Педагогам предлагается выбрать, написанный на листе тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.
24 Упражнение «Смотрим в книгу, видим…» Цель: продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.
25 Упражнение «Войди в круг» Цель: Демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.
26 Упражнение «Желаю вам…» Цель. Развивать умение доброжелательно общаться с родителями. Выполнение: Задача - сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей группы. Лучший комплимент похвала успехов их ребенка.
27 Упражнение "Точка зрения" Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения ("за"), другой - противоположную ("против"). Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме.
28 Упражнение "Автобусная остановка" На магнитных досках весят листы флипчарта, вверху которых написаны неоконченные предложения. Все участники делятся на 4 группы и отправляются в путешествия по этим остановкам. По 2-3 минутки находятся на каждой и пишут продолжение предложения.
29 рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников: Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что- нибудь положительное о ребенке это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
30 Упражнение "Сквозь кольцо". Цель: Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции. Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, направляющий держит в свободной руке гимнастический обруч. Задача участников: не размыкая рук, "просочиться" через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги.
31 Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?А сам думает: Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу. Мудрец, подумав, ответил: Все в твоих руках.
32 Решение: 1.Продолжать работу по повышению уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Срок: на уч. год Ответственный: зам.зав. по УВР Филипповских Н.В. 2. Провести ряд тренингов на развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями; на управления своим внутренним состоянием. Срок: сентябрь-ноябрь 2012 год. Ответственный: педагог-психолог Мальковская Л.М. 3. Организовать работу по созданию новых проектов совместной деятельности детей и родителей. Срок: уч.год Ответственный: зам.зав. по УВР Филипповских Н.В. 4. Утвердить Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса МБДОУ 60
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.