Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТарас Попов
1 Изучение категории состояния как части речи на уроках русского языка в 7 классе. Работу выполнили: О.А.Конюхова, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г. Уржума
2 Проблемный вопрос. Вот три цитаты из произведения А.С Пушкина: Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка…. «Телега жизни» И тяжело Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь. «Медный всадник» «Эй! Пошел, ямщик!» - «Нет мочи: Коням, барин, тяжело…» «Бесы». В каждом из этих примеров есть слово тяжело. Какой частью речи оно является?
3 1.Слово тяжело в первом случае – краткая форма прилагательного тяжелый: она согласуется в роде и числе с существительным бремя и является сказуемым. 2. Слово тяжело во втором случае – наречие, определяет глагол-сказуемое дышала. Слово тяжело – неизменяемое. 3. Слово тяжело в третьем случае – безличное, подлежащего в предложение нет и не может быть, выступает в роли сказуемого. Какая же это часть речи? Краткая форма прилагательного или наречие? На этот вопрос предстоит ответить!
4 Категория состояния как часть речи появилась сравнительно недавно. Некоторые ученые в своих трудах выделяют эти разнообразные по форме слова, объединяемые двумя общими свойствами, в отдельную часть речи: А)категорию состояния Б) предикативы. Её «первооткрывателем» является языковед Лев Владимирович Щерба. В отличие от других частей речи, категория состояния впервые упоминается только в 7 классе, и при первом же знакомстве возникают затруднения в её сходстве с наречием. На изучение темы программой, под ред. Т. А. Ладыженской, отводится 4 часа, и 2 часа на развитие речи: изложение текста с описание состояния человека или природы.
5 Цель: Дать понятие о категории состояния как части речи, используя предложения с этими словами состояния и омонимичными им краткими формами прилагательных и наречий. Научить отличать слова категории состояния от омонимичных им кратких форм прилагательных и наречий., используя приемы сопоставительного характера. Научить использовать слова категории состояния в устной и письменной речи через уроки развития речи.
6 Задачи: К урокам изучения категории состояния подобрать материал, включающий предложения для сопоставительного анализа. Разработать алгоритм отличия слов категории состояния от омонимичных наречий и кратких прилагательных. Объяснить учащимся, что иногда явления природы, состояние окружающей среды или человека описывается как независящее действие от каких-либо внешних сил и от нас самих. Такие ситуации имеют в языке специальные средства выражения. В перспективе дать понятие о безличных предложениях, главными членом которых часто выступает категория состояния.
7 Теория. Сказуемые в предложениях, характеризующих состояние природы или состояние человека может быть выражено специальными словами, образующие самостоятельную часть речи, которая получила название категория состояния. Категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояния чего-либо. Слова категории состояния не изменяются. В предложении употребляются без подлежащего в роли сказуемого. Такие предложения называются односоставными, безличными. Категория состояние выступает часто вместе с такими глаголами как было, будет, станет.
8 Алгоритм работы. Весело на пашне. 1. На какой вопрос отвечает слово весело ? ( На вопрос как?) 2. Что обозначает слово ? (состояние человека) 3. Есть ли в предложении подлежащее? (Нет). 4. Предложение безличное? (Да.) 5. Каким членом предложения является слово? (Сказуемым.) Значит, слово весело является категорией состояния.
9 1. На какой вопрос отвечает слово весело? Обе щеки ее румяны, ее лицо спокойно, ясно, весело. ( На вопрос каково?) 2. Что обозначает слово? (Признак предмета). 3. Есть ли в предложении подлежащее? (Да. Подлежащее – лицо). 4. Предложение безличное? (Нет.) 5. Какие членом предложения является слово весело? (Слово весело, как и слова спокойно, ясно являются сказуемыми). 6. Определите грамматические признаки слова. ( Слово весело употреблено в форме среднего рода, единственного числа, именительного падежа, согласуется с подлежащим, -о- -окончание (ср.: ребенок весел, девочка весела, мы веселы) прилагательного. Значит, слово весело в предложении является краткой формой прилагательного.
10 1. На какой вопрос отвечает слово весело? Весело гляжу я на гумно, на скирды. (На вопрос как?) 2. Что обозначает слово? (Слово обозначает признак предмета по действию.) 3. Есть ли в предложении подлежащее? (Да. В роли подлежащего выступает местоимение Я ). 4. Каким членом предложения является слово весело? ( В предложении слово весело является обстоятельством). 5. Определите грамматические признаки слова весело. ( Слов весело не изменяется, -о- -суффикс, относится к глаголу.) Значит, слово весело в предложении является наречием.
11 Тренировочное упражнение. Подчеркните слова состояния как члены предложения. 1. Но пусто на даче– последние розы увяли, и лепестки на них осыпались. 2. Здесь хорошо осенью – пустынно и тихо. 3. Белая ночь; светло как днем. 4. Никто не смел к нам войти: хорошо, уютно, тихо. 5. Но поздно: разбито зеркало. 6. Здесь, в уединение, было легче. 7. Как я была счастлива! Даже стыдно, что могла быть так счастлива, когда он страдал.
12 Развитие речи Напишите сочинение – миниатюру по картине В. Петрова- Маслакова «Заповедное Беломорье», подчеркните слова категории состояния как члены предложения.
13 Вывод: Категория состояния – самостоятельная часть речи, так как обозначает состояние человека, природы и отвечают на вопрос как? Каково? В безличном предложении слова категории состояния являются сказуемым. Не изменяются. -О- - суффикс.
14 Использованная литература. С.С. Петровская, И.Н.Черников Диктанты по русскому языку 7 класс. – М. Дрофа, Энциклопедия для детей Аванта+ Языкознание. Русский язык. Том 10. Л.В.Балашова, В.В.Дементьев Курс русского языка.- Саратов, изд. «Лицей», 2005.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.