Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБорис Дягилев
1 Презентация урока «Литературные традиции 19 века. Романтизм и романтические традиции в литературе 19 века» Учитель высшей категории МОУ СОШ 32 г.Магнитогорска Ивина Любовь Яковлевна
2 Назовите романтических героев прочитанных произведений и их авторов авторпроизведениегерой Ведущая черта характера «Листок»одиночество «Тарас Бульба» богатырство «Мореход Никитин» патриотизм «Выстрел» обострённое чувство чести «Светлана»верность
3 Корни русского романтизма Предромантическое движение годов 18 века Предромантическое движение годов 18 века Сентиментализм (предромантизм): Сентиментализм (предромантизм): Интерес к личности Интерес к личности Эмоциональное восприятие природы Эмоциональное восприятие природы «Мне интересен просто человек»,-писал Н.Карамзин «Мне интересен просто человек»,-писал Н.Карамзин
4 Романтизм- пароль 19 века под знаком истории: Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года «Классицизм и романтизм –вот два слова, коими огласился Пушкинский период нашей словесности; вот два слова с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слёз и в классах, и в гостиных, и на площадях и на улицах!»- писал В. Белинский «Классицизм и романтизм –вот два слова, коими огласился Пушкинский период нашей словесности; вот два слова с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слёз и в классах, и в гостиных, и на площадях и на улицах!»- писал В. Белинский
5 Романтизм-пароль века Романтизм- боевой клич молодых литераторов, выступивших против канонов классицизма: стилистических разграничений на «низкий», «средний», «высокий» слоги и назидательности за творческую свободу Романтизм- боевой клич молодых литераторов, выступивших против канонов классицизма: стилистических разграничений на «низкий», «средний», «высокий» слоги и назидательности за творческую свободу В центре внимания- внутренняя жизнь человека В центре внимания- внутренняя жизнь человека Романтизм послужил мощным импульсом развития лирики Романтизм послужил мощным импульсом развития лирики
6 Определим понятие романтизм романтизм Литературное направление начала 19 века Литературное направление начала 19 века 1)отверг строгие каноны классицизма 1)отверг строгие каноны классицизма 2)противопоставил реальному миру мир идеальный, а не точное воспроизведение действительности; главное: ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ 2)противопоставил реальному миру мир идеальный, а не точное воспроизведение действительности; главное: ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ 3) ОТЛИЧАЕТ ИНТЕРЕС К ЛИЧНОСТИ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ,ПАФОС СВОБОДЫ, НЕЗАВИСИМОСТИ,ГЕРОИКА ПРОТЕСТА, СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ И ОБНОВЛЕНИЮ 3) ОТЛИЧАЕТ ИНТЕРЕС К ЛИЧНОСТИ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ,ПАФОС СВОБОДЫ, НЕЗАВИСИМОСТИ,ГЕРОИКА ПРОТЕСТА, СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ И ОБНОВЛЕНИЮ
7 РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
8 ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОНЯТИЕ «РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ» 1)ВЫРАЖАЕТ АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 1)ВЫРАЖАЕТ АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 2)ЯРКАЯ ЛИЧНОСТЬ,ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, С СИЛЬНЫМИ, НЕУКРОТИМЫМИ СТРАСТЯМИ,МЯТЕЖНИК, СТРАННИК, БУНТАРЬ, ИЗГНАННИК, ОДИНОКИЙ, НЕ ПРИЗНАЮЩИЙ ЗАКОНОВ, КОТОРЫМ ПОДЧИНЯЮТСЯ ДРУГИЕ,СВОБОДОЛЮБИВЫЙ, ЦЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ, В НЁМ ВСЕГДА МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ВЕДУЩУЮ, ВСЕПОГЛОЩАЮЩУЮ ЧЕРТУ ХАРАКТЕРА 2)ЯРКАЯ ЛИЧНОСТЬ,ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, С СИЛЬНЫМИ, НЕУКРОТИМЫМИ СТРАСТЯМИ,МЯТЕЖНИК, СТРАННИК, БУНТАРЬ, ИЗГНАННИК, ОДИНОКИЙ, НЕ ПРИЗНАЮЩИЙ ЗАКОНОВ, КОТОРЫМ ПОДЧИНЯЮТСЯ ДРУГИЕ,СВОБОДОЛЮБИВЫЙ, ЦЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ, В НЁМ ВСЕГДА МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ВЕДУЩУЮ, ВСЕПОГЛОЩАЮЩУЮ ЧЕРТУ ХАРАКТЕРА 3)ОН ВНУТРЕННЕ СВОБОДЕН, НЕЗАВИСИМ ОТ ЧУЖИХ МНЕНИЙ, СПОСОБЕН ВЫРАЗИТЬ СВОЁ НЕСОГЛАСИЕ С РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ 3)ОН ВНУТРЕННЕ СВОБОДЕН, НЕЗАВИСИМ ОТ ЧУЖИХ МНЕНИЙ, СПОСОБЕН ВЫРАЗИТЬ СВОЁ НЕСОГЛАСИЕ С РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ
9 МЕСТО ДЕЙСТВИЯ В РОМАНТИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ДАЛЁКИЕ СТРАНЫ, ГОРЫ, МОРЕ ДАЛЁКИЕ СТРАНЫ, ГОРЫ, МОРЕ
11 ОСОБЫЙ, ЯРКИЙ ЯЗЫК (НЕОБЫЧНЫЕ СРАВНЕНИЯ, ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРЫ) ОПРЕДЕЛИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ: ОПРЕДЕЛИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ: Безмолвное море, лазурное море, Безмолвное море, лазурное море, Чем дышит твоя напряжённая грудь? Чем дышит твоя напряжённая грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи далёкое светлое небо к себе? Иль тянет тебя из земныя неволи далёкое светлое небо к себе? Ты льёшься его светозарной лазурью, вечерним и утренним светом горишь Ты льёшься его светозарной лазурью, вечерним и утренним светом горишь Ласкаешь его облака золотые Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. И радостно блещешь звездами его.
12 Назовите романтических героев прочитанных произведений и их авторов авторпроизведениегерой Ведущая черта характера «Листок»одиночество «Тарас Бульба» богатырство «Мореход Никитин» патриотизм «Выстрел» обострённое чувство чести «Светлана»верность
13 Романтический образ-символ человеческой судьбы в стихотворении М.Лермонтова «Парус»
15 Анализируем стихотворение «Парус» 1)найдите ключевое слово-первую примету романтического образа в первой строке 1)найдите ключевое слово-первую примету романтического образа в первой строке 2)Как определено место действия во второй строке? Какое слово является символом трудного,неясного и полного опасностей пути паруса? 2)Как определено место действия во второй строке? Какое слово является символом трудного,неясного и полного опасностей пути паруса? 3)Какой приём использовал автор в 3-4 строках? Найдите контекстуальные антонимы. Какой мотив подчёркивает слово «ищет»? Сформулируйте вторую примету романтического образа 3)Какой приём использовал автор в 3-4 строках? Найдите контекстуальные антонимы. Какой мотив подчёркивает слово «ищет»? Сформулируйте вторую примету романтического образа 4)Какие строки 2 строфы служат развитием мотива трудного и опасного пути паруса? 4)Какие строки 2 строфы служат развитием мотива трудного и опасного пути паруса? 5)Как вы понимаете содержание 7-8 строк? 5)Как вы понимаете содержание 7-8 строк? 6)Докажите, что 3 строфа построена на контрасте 6)Докажите, что 3 строфа построена на контрасте 7)Какие ключевые слова являются третьей приметой романтического образа? Что доказывает, что он не такой, как все? 7)Какие ключевые слова являются третьей приметой романтического образа? Что доказывает, что он не такой, как все?
16 «Отец» русского романтизма В. А. Жуковский( )
17 Новаторство романтического метода Он создал нам новые ощущения, новые наслаждения Он создал нам новые ощущения, новые наслаждения Его последователи: К.Батюшков, А.Пушкин, М.Лермонтов Е.Баратынский, Ф.Тютчев, В.Одоевский, В.Гаршин, А.Куприн, А.Блок, А.Грин, К.Паустовский Его последователи: К.Батюшков, А.Пушкин, М.Лермонтов Е.Баратынский, Ф.Тютчев, В.Одоевский, В.Гаршин, А.Куприн, А.Блок, А.Грин, К.Паустовский
18 «Верить, любить и надеяться» Внешне благополучная судьба и Внешне благополучная судьба и Драма жизни В.А. Драма жизни В.А. Жуковского Жуковского
19 Благополучная судьба Счастливое детство Счастливое детство Поля, холмы родные, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки,- И первых лет уроки,- Что вашу прелесть заменит? Что вашу прелесть заменит? О, родина святая,- О, родина святая,- Какое сердце не дрожит, тебя благословляя? Какое сердце не дрожит, тебя благословляя?
20 Благополучная судьба Взаимная любовь Взаимная любовь Есть одна во всей вселенной Есть одна во всей вселенной К ней- душа К ней- душа И мысль о ней И мысль о ней
21 Известность и почести 1808год- журнал «Вестник Европы»-баллада «Людмила» Вот и месяц величавый Вот и месяц величавый Встал над тихою дубравой Встал над тихою дубравой То из облака блеснёт. То из облака блеснёт. То за облако зайдёт; То за облако зайдёт; С гор простёрты длинны тени, С гор простёрты длинны тени, И лесов дремучих сени, И лесов дремучих сени, И зерцало зыбких вод, И зерцало зыбких вод, И небес далёкий свод. И небес далёкий свод. В светлый сумрак облеченны… В светлый сумрак облеченны… Спят пригорки отдаленны, Спят пригорки отдаленны, бор заснул, долина спит.. бор заснул, долина спит.. Чу!..Полночный час звучит. Чу!..Полночный час звучит. Потряслись дубов вершины; Потряслись дубов вершины; вот повеял от долины вот повеял от долины перелётный ветерок… перелётный ветерок… Скачет по полю ездок. Скачет по полю ездок.
22 «Мой слабый дар царица одобряет» Известный «певец Светланы»,автор многих баллад, переводов, стихотворений назначен чтецом при императрице, потом становится учителем русского языка при великой княгине Александре Фёдоровне, назначается наставником великого князя Александра Николаевича. Избирается членом Российской академии Известный «певец Светланы»,автор многих баллад, переводов, стихотворений назначен чтецом при императрице, потом становится учителем русского языка при великой княгине Александре Фёдоровне, назначается наставником великого князя Александра Николаевича. Избирается членом Российской академии
23 Каким наставником был Жуковский? Какого будущего царя он хотел воспитать Да встретит он - обильный честью век! Да встретит он - обильный честью век! Да славного участник славный будет! Да славного участник славный будет! Да на чреде высокой не забудет Да на чреде высокой не забудет Великого из званий: человек! Великого из званий: человек! Жить для веков в величии народном, Жить для веков в величии народном, Для блага всех – своё позабывать, Для блага всех – своё позабывать, Лишь в голосе отечества свободном Лишь в голосе отечества свободном С смирением дела свои читать! С смирением дела свои читать!
24 Драма жизни В.Жуковского В.А. Жуковский был сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина и турчанки Сальхи, взятой в плен при штурме крепости Бендеры. Незаконно рождённый, он не имел права на фамилию отца. Мать – рабыня в доме отца. Дворянин Андрей Григорьевич Жуковский, живший у богатого Бунина, В.А. Жуковский был сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина и турчанки Сальхи, взятой в плен при штурме крепости Бендеры. Незаконно рождённый, он не имел права на фамилию отца. Мать – рабыня в доме отца. Дворянин Андрей Григорьевич Жуковский, живший у богатого Бунина, усыновил ребёнка и дал ему своё имя. усыновил ребёнка и дал ему своё имя.
25 Драма жизни В.Жуковского Любовь к Маше Протасовой взаимная, но трагическая. Неудачное сватовство. «Любовь, ты погибла, Любовь к Маше Протасовой взаимная, но трагическая. Неудачное сватовство. «Любовь, ты погибла, Ты, радость, умчалась, Ты, радость, умчалась, Одна о минувшем Одна о минувшем Тоска мне осталась» Тоска мне осталась»
26 Драма В. Жуковского Смерть Маши. Смерть Маши. Ты предо мною стояла тихо; Твой взор унылый Был полон чувств… Он мне напомнил О милом прошлом, Он был последний На здешнем свете! Ты удалилась, Ты предо мною стояла тихо; Твой взор унылый Был полон чувств… Он мне напомнил О милом прошлом, Он был последний На здешнем свете! Ты удалилась, Как тихий ангел; Твоя могила, Как рай спокойна… Там все земныя Воспоминанья, Там все святыя О небе мысли! Звёзды небес, Тихая ночь! Как тихий ангел; Твоя могила, Как рай спокойна… Там все земныя Воспоминанья, Там все святыя О небе мысли! Звёзды небес, Тихая ночь!
27 Романтическая поэзия Жуковского – стремление к другой, счастливой жизни, мечта о мире, где соединяются сердца, где царит красота. Но этот мир недостижим. Он «там». Лирический герой Жуковского – то одинокий мечтатель, то пловец, то узник. Он рвётся в мир своей мечты, но прикован к миру действительности. Он не проклинает судьбу, а благодарит Бога за ниспосланное страдание, похожее на тихую радость. Он научился видеть красоту «здесь» и догадался о существовании другого прекрасного мира «там». Лирический герой Жуковского – то одинокий мечтатель, то пловец, то узник. Он рвётся в мир своей мечты, но прикован к миру действительности. Он не проклинает судьбу, а благодарит Бога за ниспосланное страдание, похожее на тихую радость. Он научился видеть красоту «здесь» и догадался о существовании другого прекрасного мира «там».
28 …пусть всяк идёт вослед судьбе своей… …пусть всяк идёт вослед судьбе своей.. Мне рок судил брести неведомой стезёй, Быть другом мирных сёл, любить красы природы, Дышать под сумраком дубравной тишиной И, взор склонив на пенны воды, Творца, друзей, любовь и счастье воспевать. …пусть всяк идёт вослед судьбе своей.. Мне рок судил брести неведомой стезёй, Быть другом мирных сёл, любить красы природы, Дышать под сумраком дубравной тишиной И, взор склонив на пенны воды, Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
29 Романтизм изменил строй стиха в сторону мелодичности, ритмической гибкости, интонационной чуткости. Сравните ритмическое звучание двух отрывков. М.Ломоносов. М.Ломоносов. Лицо своё скрывает день; Поля покрыла влажна ночь; Взошла на горы чёрна тень; Лучи от нас клонились прочь… Лицо своё скрывает день; Поля покрыла влажна ночь; Взошла на горы чёрна тень; Лучи от нас клонились прочь… 2,4,6,8 – 4-стопный ямб. 2,4,6,8 – 4-стопный ямб. В.Жуковский В.Жуковский Уж вечер…облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает, Последняя в реке блестящая струя, С потухшим небом угасает. Уж вечер…облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает, Последняя в реке блестящая струя, С потухшим небом угасает. 2,6,8, стопный ямб с пиррихием. 2,6,8, стопный ямб с пиррихием.
30 Словесные ряды М Ломоносов М Ломоносов Скрывает – покрыла – взошла – клонились. Скрывает – покрыла – взошла – клонились. Показывают смену неподвижных состояний. Показывают смену неподвижных состояний. В.Жуковский В.Жуковский Померкнули – умирает – угасает. Померкнули – умирает – угасает. Изображают неустойчивость состояния между днём и ночью, готовое вот – вот исчезнуть мгновение. Изображают неустойчивость состояния между днём и ночью, готовое вот – вот исчезнуть мгновение.
31 Анализируем элегию Жуковского «Море» Характерная черта поэта – романтика – параллелизм души и природы, стремление уловить общее в состоянии души и природы. Природа помогает раскрыть внутренний мир человека. Характерная черта поэта – романтика – параллелизм души и природы, стремление уловить общее в состоянии души и природы. Природа помогает раскрыть внутренний мир человека.
32 В.Жуковский «Море» Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою, Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь? Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою, Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?
33 Вторая часть элегии «Море» (I) Иль тянет тебя из земныя неволи Далёкое светлое небо к себе?.. Таинственной, сладостной полной жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льёшься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Иль тянет тебя из земныя неволи Далёкое светлое небо к себе?.. Таинственной, сладостной полной жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льёшься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его.
34 Вторая часть элегии «Море» (II) Когда же сбираются тёмные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя – Ты бьёшся, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу… И мгла исчезает, и тучи уходят, Но полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид; Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. Когда же сбираются тёмные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя – Ты бьёшся, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу… И мгла исчезает, и тучи уходят, Но полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид; Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
35 Наблюдения по тексту элегии «Море» На какие 2 части, при чтении которых возникает большая пауза, можно разделить стихотворение? Почему? На какие 2 части, при чтении которых возникает большая пауза, можно разделить стихотворение? Почему? На какие 2 части распадается вторая часть? Как они будут различаться по интонации? На какие 2 части распадается вторая часть? Как они будут различаться по интонации? Что видит лирический герой общего в образе то спокойного, то волнующегося моря и в душевной жизни человека? Что видит лирический герой общего в образе то спокойного, то волнующегося моря и в душевной жизни человека?
36 Баллады Жуковского 40 баллад – свободные вольные переводы сюжетов из немецкой поэзии. 40 баллад – свободные вольные переводы сюжетов из немецкой поэзии. «Мой ум как огниво, которым надо ударить о камень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества, у меня всё чужое или по поводу чужого – и всё, однако, моё». В. Жуковский «Мой ум как огниво, которым надо ударить о камень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества, у меня всё чужое или по поводу чужого – и всё, однако, моё». В. Жуковский
38 Назови баллады Жуковского по иллюстрациям художника А.Кошкина
45 Индивидуальное домашнее задание: сопоставительный анализ баллад «Людмила» и «Светлана» Чем похожи баллады? Чем похожи баллады? Чем они различаются? Чем они различаются? Определите, каким стихотворным размером они написаны? Определите, каким стихотворным размером они написаны? Какое настроение создаёт ритм произведения? Какое настроение создаёт ритм произведения? Почему в отличие от баллады «Людмила» в «Светлане» счастливый финал? Почему в отличие от баллады «Людмила» в «Светлане» счастливый финал?
46 Индивидуальное домашнее задание по балладе «Людмила» Докажите тезис: «В балладе «Людмила» звучит любимая мысль Жуковского: человек должен принимать страдание как Божий дар и божье испытание. Бунтующее сердце ведёт к аду. Смирение, терпение, верность богу в конце концов будут вознаграждены» Докажите тезис: «В балладе «Людмила» звучит любимая мысль Жуковского: человек должен принимать страдание как Божий дар и божье испытание. Бунтующее сердце ведёт к аду. Смирение, терпение, верность богу в конце концов будут вознаграждены»
47 Неизмерим подвиг Жуковского… «Неизмерим подвиг Жуковского и велико значение его в русской литературе! Его романтическая муза…дала русской поэзии душу и сердце, познакомив её с таинством страдания, утрат, мистических откровений и полного тревоги стремления в «оный таинственный свет», которому нет имени, нет места. Но в котором юная душа чувствует свою родную, заветную сторону… «Неизмерим подвиг Жуковского и велико значение его в русской литературе! Его романтическая муза…дала русской поэзии душу и сердце, познакомив её с таинством страдания, утрат, мистических откровений и полного тревоги стремления в «оный таинственный свет», которому нет имени, нет места. Но в котором юная душа чувствует свою родную, заветную сторону… Но Жуковский имеет кроме того великое историческое значение для русской поэзии вообще: одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал её доступною для общества, дал ей возможность развития…» В. Белинский Но Жуковский имеет кроме того великое историческое значение для русской поэзии вообще: одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал её доступною для общества, дал ей возможность развития…» В. Белинский
48 Домашнее задание Письменный ответ на вопрос: «В чём заключается новаторство русских романтических произведений?» Письменный ответ на вопрос: «В чём заключается новаторство русских романтических произведений?»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.