Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОксана Штина
1 Презентацию подготовил Ученик 11 класса « Б » Михайлов Влад
2 Символ - это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других подобных литературных приемов - метафор, гипербол и прочих, символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их так, как он лично их понимает. Точно так же и в художественном тексте символы появляются не столько благодаря расчету автора на то, что читатель увидит в них что - то конкретное, сколько по причинам подсознательным, зачастую они связаны с ассоциациями писателя по отношению к разным словам, предметам и действиям. Поэма Александра Блока " Двенадцать " достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века.
3 Ритм первой главы " Двенадцати " выдержан в народном стиле. Такой прием сразу дает ощущение нереальности. Тут же добавлен такой элемент, как огромный холст, весьма похожий на экран кинотеатра. Этот подход, в сочетании с постоянными контрастами " черное - белое ", создает впечатление, что мы смотрим какой - то фильм, и это впечатление не исчезает до самого конца поэмы. Пейзаж опять - таки графичен : белый снег -- черное небо - ветер - огни. Черное небо, снег и огонь -- вполне подходящие символы для земли, над которой навис гнев Божий.
4 Двенадцать - ключевое число поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Прежде всего это двенадцать часов - полночь, двенадцать месяцев - конец года. Получается какое - то " пограничное " число, преодоление некоего рубежа. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира. Неясно, что впереди. Наверное, " мировой пожар " вскоре перекинется на все сущее. Но это вселяет некоторую надежду, ведь гибель старого мира обещает рождение чего - то нового.
5 Другая числовая ассоциация - это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них - Андрюхи и Петрухи. Вспомним и историю апостола Петра, трижды отрекшегося от Христа за одну ночь. Но у А. Блока наоборот : Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. К тому же он - убийца своей бывшей возлюбленной : Замотал платок на шее Не оправиться никак. Платок, как петля, на шее, и Петр превращается в Иуду. А роль предателя Иуды играет Ванька ( Иоанн ). И идут без имени святого Все двенадцать -- вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... Их винтовочки стальные На незримого врага...
6 Сложная система символики Александра Блока не дает возможности сказать, кто такие эти " двенадцать ". Но это не столь и важно. Получаются какие-то антиапостолы --с винтовками вместо креста, грабители, убийцы, готовые стрелять хоть в буржуя, хоть в собаку, хоть во всю Святую Русь. И вдруг А. Блок неожиданно разрушает концепцию антиапостолов тем, что возглавляет их шествие Иисус Христос!
7 Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, остается одной из загадок мировой литературы, ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Сам Блок писал в своем дневнике : « Страшная мысль этих дней : не в том дело, что красногвардейцы « недостойны » Иисуса, который идет с ними сейчас ; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы Другой ». В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова «На пиру богов», написанное в виде диалогов. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: «Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, «без креста», в другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведет?» И Беженец декламирует последнее четверостишие поэмы. Но дальше он говорит, что Блок «кого-то видел, только, конечно, не Того, кого он назвал, но обезьяну, самозванца».
8 И все же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вел их, в его глазах, действительно подлинный Иисус Христос. И цель их поэт видел в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, быть может, вообще свободный от зла. Возможно, А. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое – очистить мир от векового зла. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии, ибо был основан на насилии. Апостолов нельзя заменить уголовниками. Поэтому « новое » сожгло не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире, без чего сам А. Блок не мог существовать. Он не пережил своей ошибки.
9 Так кто же все - таки шел впереди красногвардейского отряда ? И еще вопрос : если все же Христос, то красногвардейцы шли за ним или стреляли в него ? Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответ на эти вопросы. Может быть, ответ состоит в том, что Христос снова надел терновый венок и пошел впереди зла, чтобы отвести грядущие беды, что принесет революция. Может быть, это он вразумил народы России, и они отказались от ложных идей. Но для этого должно было пройти более семидесяти лет.
10 Благодаря символике поэма получилась весьма емкой. Здесь и история греха с последующей расплатой, и убийства с раскаянием и забвением, но самое главное - это идея гибели и поругания старого мира. Был ли он хорош или плох, уже не имеет значения. Падение свершилось, и можно только надеяться, что впереди будет нечто лучшее.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.