Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОксана Торопова
1 Контроль в процессе обучения. Выполнили студентки факультета физико-математического и естественных наук Группы НП -104 Ким Елена Мбайкоджи Эмели
2 План Сущность понятия контроля Функции Критерии организации контроля Виды контроля Методы контроля Дидактические тесты Заключение
3 Сущность понятия Контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки знаний и умений учащихся. Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы. Контроль обеспечивает обратную связь между учащимся и учителем, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
4 Функции контроля Образовательная Развивающая Воспитательная Обучающая
5 Критерии организации контроля индивидуальный характер систематичность разнообразие форм всесторонность объективность дифференцированный подход единство требований действенность квалифицированность наглядность (гласность) тактичность
6 Индивидуальный характер контроля осуществление контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
7 Систематичность контроля регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
8 Разнообразие форм контроля Обеспечение выполнения обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
9 Всесторонность контроля заключается в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
10 Объективность контроля Исключает преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них.
11 Дифференцированный подход Подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля.
12 Единство требований единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе.
13 Действенность результаты проведенного контроля должны привести к позитивным изменениям, к устранению выявленных недостатков;
14 Компетентность знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, умение прогнозировать развитие результатов контроля.
15 ТАКТИЧНОСТЬ Спокойная рабочая обстановка.
16 Наглядность(гласность) Наглядность заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип наглядности требует также оглашения и мотивации оценок, объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
17 Виды контроля Предварительный Текущий Тематический(периодический) Итоговый
18 Предварительный контроль Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Это поможет педагогу определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику.
19 Текущий контроль Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.
20 Тематический контроль Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам.
21 Итоговый контроль Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. На этом этапе систематизируется и обобщается учебный материал, что позволяет зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
22 Методы контроля Это способы, с помощью которых определяется результативностью учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя
23 Метод контроля обучения Метод контроля – это система последовательных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса.
24 Методы контроля Устный контроль Письменный контроль Практический (лабораторный) контроль Машинный контроля Самоконтроля Комбинированный (уплотненный) контроль
25 Устный контроль Основу устного контроля – монологический ответ или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответы от ученика. Этот метод контроля способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащегося. Устный опрос проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной форме или в форме экзамена.
26 Устный индивидуальный контроль Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих.
27 Устный фронтальный контроль Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени.
28 Экзамен Экзамен является специфическим видом устного контроля, который также является и средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. Экзамен, как способ проверки знаний вызывает неоднозначную оценку как педагогов, так и учеников. Отмечаются два главных недостатка экзамена с традиционным выбором экзаменационных билетов учащимися.
29 1 В «вытягивании» удачного или неудачного билета есть элемент случайности (экзамен - лотерея). Сгладить этот недостаток даёт возможность спросить отвечающего, расширив рамки вопроса. 2 Экзамен является в известной степени стрессовой ситуацией для экзаменующегося, часто блокирующей его интеллектуальные способности Недостатки экзамена
30 Письменный контроль Письменный контроль обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения знаний и умений ученика. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания и умение применять их на практике для решения конкретных задач и проблем. Письменная проверка эффективно развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах.
31 Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек.
32 Практический контроль этот метод контроля необходим, а следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков.
33 Машинный контроль Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.
34 Самоконтроль Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.
35 Комбинированный (уплотненный) контроль Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.
36 Дидактические тесты Дидактические тесты – это набор стандартизированных знаний по определенному материалу, устанавливающий степень освоения его учащимся. Преимущество тестов в их объективности, однако к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его измерительный прибор.
37 Важнейшие критерии диагностических тестов. Объективность Действенность (валидность, показательность) Надёжность (вероятность, правильность) Дифференцируемость (различность) далее рассмотрим основные критерии
38 Действенность Действенность теста определяется следующими условиями: Чёткая и ясная постановка вопроса Чем выше тематическое, содержательное разнообразие теста, тем ниже его надёжность Надёжность теста обучения значительно зависит от трудности его выполнения
39 Дифференцируемость Дифференцируемость связана с использованием таких тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если все учащиеся безошибочно находят ответ на один вопрос и не могут ответить на другой, то это сигнал для совершенствования теста в целом. Его необходимо дифференцировать, т. е. сделать различным.
40 Эффективность Тест, обеспечивающий при прочих равных большее количество ответов за единицу времени, считается более эффективным. Например за 10 минут тестирования можно получить 5, 8 или 10 ответов при использовании различных методик составления тестовых заданий.
41 Правильно составленный тест Правильно составленные тесты должны удовлетворять ряду требований: Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными Правильные ответы должны размещаться в случайном порядке
42 Вопросы не должны повторять формулировок учебника Ответы на один вопрос не должны быть подсказками доя ответов на другие Вопросы не должны содержать ловушек Они должны быть кратко срочными, т.е. не требовать больших затрат по времени Однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования заданий Правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов
43 Относительно краткими, требующими сжатых ответов информационными Удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов Стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объёмом знаний на одном и том же уровне обучения.
44 Классификация тестов по уровню развития человеческих качеств Тесты общих умственных способностей, умственного развития Тесты специальных способностей в различных областях деятельности Тесты обученности, успеваемости, академических достижений Тесты для определённых качеств личности (память, характер..) Тесты для определения уровня влспитанности
45 1 тип. Тесты проверяют знания фактов, которые требуется запомнить и воспроизвести. 2 тип. Проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. 3 тип. Предполагает умение давать самостоятельную критическую оценку изученного. 4 тип. Выделяет задания, проверяющие умение решать новые конкретные ситуации на основе полученных сведений. Классификация тестов по видам целей обучения
46 Применение тестов Применение тех или иных тестов будет более эффективным и обеспечит надёжные выводы лишь при условии правильного их сочетания со всеми другими группами тестов, поэтому тестовые испытания всегда имеют комплексный характер. Делать общие выводы, например, об уровне развития обучаемых на основе применения лишь теста обученности было бы непростительной ошибкой.
47 «+» КОНТРОЛЯ Демонстрация объёма усвоенных знаний Готовность к восприятию нового материала Получение сведений о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого Демонстрация успехов в освоении знаний Демонстрация проблем и недостатков в освоении материала Развитие волевых качеств, приучение к дисциплине Для обучающегоДля обучаемого
48 ИТОГ контроль дает богатую, систематизированную информацию, расхождение между целью и полученным результатом. Т.е итогом контроля является материал, который подвергается педагогическому анализу, который направлен на выявление причин, условий этих различий и отклонений.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.