Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕвгений Бутаков
1 ОБЩЕНИЕ БЕЗ КОНФЛИКТОВ Подготовила : Педагог - психолог Умнова И. А.
2 В споре рождается истина … Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов - есть показатель нормального развития. ( С. И. Михайлова ).
3 Что такое конфликт ? СКАНДАЛ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА, САМ КОНФЛИКТ
4 Что такое конфликт ? Конфликт Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
5 Классификация конфликтов Выделяют конфликты по времени протекания и степени реакции участников на происходящее : быстротекущие конфликты – отличаются большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих. Иногда такого рода конфликты заканчиваются тяжелыми и трагическими исходами. В основе таких конфликтов чаще всего лежат особенности характера, психического здоровья личности ; острые длительные конфликты – возникают в тех случаях, когда противоречия достаточно устойчивые, глубокие, труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Разрешать такие конфликты непросто ; слабовыраженные вялотекущие конфликты – характерны для противоречий, носящих не очень острый характер, либо для столкновений, в которых активна только одна из сторон ; вторая стремится обнаружить четко свою позицию или избегает, по мере возможности, открытой конфронтации. Разрешение такого рода конфликтов сложно, многое зависит от инициатора конфликта. слабовыраженные быстропротекающие конфликты – наиболее благоприятная форма столкновения противоречий, однако легко спрогнозировать конфликт можно только в том случае, если он был единственный.
7 Конфликты инициируются объективными и субъективными условиями. субъективны Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в своей основе одну из следующих психологических причин : недостаточно хорошее знание человека ; неправильное понимание его намерений ; неверное представление о том, что он на самом деле думает ; ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков ; неточная оценка отношения данного человека к другому. С психологической точки зрения, возникновение любой из этих причин, любого их сочетания приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика, при этом ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения.
8 Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут быть : характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности, ко вторым – переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ощущение ненужности ( А. А. Ершов ).
9 Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них : кризис кризис ( в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, появляется нежелание решать текущие задачи, невозможность контакта ); недоразумениеинциденты недоразумение и инциденты напряжение напряжение ( Это еще один сигнал о наличии конфликтной ситуации. Состояние напряжения искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. избегание контактов, увеличение дистанции, искажение восприятия ); дискомфорт дискомфорт ( Это интуитивное ощущение, что что - то не так, хотя выразить его словами трудно. ). Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта.
10 Агрессивное поведение школьников Развитие агрессивного поведения школьников связано с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями. Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности.
11 Агрессивное поведение школьников На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личности важным становится не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
12 Тактики воздействия на оппонента, которые должен знать каждый 1. Тактика захвата и удержания объекта конфликта. 2. Тактика физического насилия ( ущерба ). 3. Тактика психологического насилия ( ущерба ). 4. Тактика давления 5. Тактика демонстративных действий. 6. Санкционирование. 7. Тактика коалиций 8. Тактика фиксации своей позиции 9. Тактика дружелюбия. 10. Тактика сделок.
13 Стратерии выхода из конфликта Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения участника на его заключительном этапе. Выделяют пять основных стратегий : соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление.
14 Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях : явной конструктивности предлагаемого решения ; выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельной личности или микрогруппы ; важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию ; отсутствии времени на уговоры оппонента.
15 Компромисс состоит в желании участников завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях : понимания участником, что он и соперник обладают равными возможностями ; наличия взаимоисключающих интересов ; удовлетворения временным решением ; угрозы потерять все. Сегодня компромисс – наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов.
16 Техника открытого разговора заявить, что конфликт невыгоден обоим ; предложить конфликт прекратить ; признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте. Они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит ; сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных вещах ; высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны оппонента. Они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте ; спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их ; если удалось договориться, то как - то зафиксировать, что конфликт исчерпан.
17 Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию участника вынуждают разные мотивы : осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с участником, сильная зависливость от него ; незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны.
18 Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что участник переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.
19 Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях : сильной взаимозависимости участников ; склонности обоих игнорировать различие во власти ; важности решения для обеих сторон ; непредубежденности участников.
21 Техника « Я - высказывания » 1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение : Когда я вижу, что ты... И когда это происходит... И когда я сталкиваюсь с тем, что Точное называние своего чувства в этой ситуации : и Я чувствую...( раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т. д.). и Я не знаю, как реагировать... и у меня возникает проблема Называние причин : И потому что... И в связи с тем, что...
22 При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение. Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для участника, критичное отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др...
23 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.