Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладислава Осминина
1 Тайна русской колыбельной
2 Покачивая колыбельки, матери напевали разные припевы. Они понимали, что нужны светлые, монотонные, умиротворяющие песни. Так создалась форма колыбельной песни. Дети легче понимали не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогал им успокоиться. Эти плавные напевы стали называться колыбельными. Как родилась колыбельная песня слово « колыбель » происходит от слов « колебать », « колыхать », « качать »
3 Колыбельная песня – это особенный разговор между матерью и ребёнком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и неповторимой нежности. Из колыбельной родились все остальные песни.
4 Дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны в жизни. От того, какие песни пела ребёнку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье. В колыбельной зашифрованы знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти. Детям, у которых генетическая память не разбужена, гораздо труднее адаптироваться в жизни и обществе.
5 И только тот, кто вырастал под мамину песню, способен приумножать наследие песенного творчества. Доказано, что дети, которые воспитываются под мамину колыбельную, имеют добрый нрав, быстрый ум и развитый слух. Колыбельная песня дарит ребёнку покой, счастье и умиротворение.
6 Значение колыбельных песен не только в том, чтобы успокоить ребёнка. Колыбельная – это школа жизни, где ребёнку преподносятся первые понятия о добре и зле. К тому же колыбельные песни – это и сокровищница народного русского языка. Колыбельные песни являются универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребёнка на всю оставшуюся жизнь.
7 Описание богатой счастливой жизни Прогнозы на будущее Призыв небесных покровителей Описание опасностей Выражение чувств и переживаний Старинные колыбельные песни
8 Тексты колыбельных песен являются прекрасными образцами народной поэзии. Они охватывают разнообразный круг образов, персонажей, явлений. Колыбельные песни – это то лучшее, что создал и сохранил до настоящего времени русский народ за свою многовековую историю. Старинные колыбельные песни
9 Котенька-коток …Приди котик ночевать, Да приди дитятко качать. А уж я тебе, коту, За работу заплачу. Дам кувшин молока Да кусок пирога. Ешь-то, котик, не кроши, Да больше у меня не проси.
10 Другой вариант окончания еще интереснее: Дам кувшинчик молока Да кусочек пирога, Белей папыньки В обе лапыньки.
11 Котик серенький Соломку сбирал, Под головку складал, Да и Ваню качал.
12 Где б найти соломки для Ванюши?
13 Некоторые сознательные мурлыки действовали, не дожидаясь, когда их попросят: А котики серые, А хвостики белые, По улицам бегали, По улицам бегали, Сон да дрему сбирали, Сон да дрему сбирали.
14 Часто сравнивались постельки детские с теми, что, якобы, имелись у котика При этом оказывалось, что и колыбелька, и перинка, и одеяльце деточки лучше. Вот, например: У кота ли, у кота Колыбелька золота. У дитяти моего Есть покраше его.
15 Прилетели гуленьки…
16 Гуленьки, то есть голуби, в колыбельных песенках обычно прилетают сами, чтобы детке ворковать, его качать да величать. Люли, люли, люленьки, Где вы, где вы, гуленьки?
17 …Стали думать да гадать, Чем Ванюшеньку питать. Один гуля говорит: – Надо кашки сварить. Другой гуля говорит: – Надо Ваню покормить. Третий гуля говорит: – Надо байки уложить, Побаюкать, покачать, Будет Ваня крепко спать. Разговорчивые гули располагались подальше от малыша, чаще всего – на воротах, где вели беседу о разных вкусностях, а уж потом – для воркования – перебирались поближе:
18 Разговорчивые гули располагались подальше от малыша, чаще всего – на воротах, где вели беседу о разных вкусностях, а уж потом – для воркования – перебирались поближе: …Стали думать да гадать, Чем Ванюшеньку питать. Один гуля говорит: – Надо кашки сварить. Другой гуля говорит: – Надо Ваню покормить. Третий гуля говорит: – Надо байки уложить, Побаюкать, покачать, Будет Ваня крепко спать.
19 Люли-люли-люли, Прилетели гули. Сели на воротцах В красных чеботцах. Стали гули говорить, Чем бы Машу накормить. Сахарком да медком, Сладким пряничком. Сладким пряником, Конопляником. Коровку подоим, Молочком напоим. Сели наши гули К Машиной люли. Стали гули ворковать, Стала Маша засыпать.
20 Заюшки и горностаюшки… Зайки тоже, как считалось, могли наведаться перед сном к ребенку, чтобы порадовать. Вот, например: Ой, баюшки, баюшки, В огороде заюшки Травочку щипают, Машу забавляют.
21 Лю-лю, лю-ли, баиньки, Да в огороде заиньки, Зайки травку едят, Детям спать велят.
22 Заюшки и горностаюшки… Любопытно, как в баюкающих напевах удавалось создавать красочные картинки, почти не используя прилагательных. Сюжеты с заюшками горностаюшками весьма наглядно это демонстрируют.
23 И в этом тоже был заложен смысл: маленький ребенок гораздо восприимчивее к существительным и глаголам, поскольку они отражают предмет и действие. Вот насколько непросты незатейливые песенки.
24 Придет серенький волчок…
25 1. К нам волчок не ходи, нашу Машу не буди. 2. Кустик затрясется, детка засмеется. 3. Там птички поют, тебе спать не дадут. 4. А малинка упадет, прямо Катеньке в рот. 5. А там бабушка живет И калачики печет, И детишкам продает, А Ванюше так дает!
26 Серенький в раздумье
27 Да, много разных гостей могло наведаться к засыпающему ребенку. А почему столько персонажей-животных? Во-первых, они должны были уберечь его от темных сил, призвать здоровье и удачу. Считалось особенно важным поскольку, по традиционным верованиям, душа его во сне могла общаться с зооморфными духами. передать малышу символическую защиту при укладывании,
28 Вот почему не бычок и не барашек, а птицы (гуленьки, грачи, журавли), заюшки, котики и даже серенький волчок выбирались для колыбельных, – именно эти персонажи были связаны с переходом души в иной мир и могли сопровождать ее в походе туда и обратно, обеспечивая безопасность. Не было случайного выбора у наших предков ни в чем, а уж в отношении детей – и подавно.
29 Люлю-люшеньки-люли! Все игрушки спать легли, К нам пришла Бабайка – Скорозасыпайка! Ласковый голосок, Шелковый поясок… Будет с нами до утра – Спите, глазки, спать пора!
30 Баиньки, баиньки, Спи, покуда маленький. Будет время – подрастёшь, На работу пойдёшь. Станешь лес рубить, Рыбку в озере ловить, Дрова возить матушке, Избу чинить батюшке. Станешь всем помогать, Будет некогда поспать.
31 Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песен маленький человечек начинает познавать окружающий мир. Баю – баюшки – баю… строчки часто повторяющиеся в колыбельных песнях возникли от устаревшего слова баять, т.е. говорить, рассказывать.
32 Колыбельная песня осмысливалась часто не только как заклинание с целью дать ребёнку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребёнка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия.
33 Творите своего ребёнка, как творят искусники, волшебники и маги. Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым.
34 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.