Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕлена Ростовцева
1 СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Деятельность как условие развития личности»
2 План 1.Общая психологическая теория деятельности 2.Опрационно - технические аспекты деятельности 3.Виды деятельности человека
3 Деятельность Это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.
4 Разработка и развитие теории деятельности связана с именами таких известных отечественных психологов, как: С. Л. РубинштейнЛ. С. ВыготскийА. А. Леонтьев
5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОТИВЫ МОТИВЫ – то, что побуждает человека к деятельности ДЕЙСТВИЯ – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему замыслу ЦЕЛИ ЦЕЛИ – то, на что направлена непосредственно деятельность
6 Деятельность человека Деятельность человека это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.
7 Это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ.
8 Это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.
9 МОТИВЫ РАЗДЕЛЕНЫ НА ДВА КЛАССА: Осознаваемые мотивы (жизненные цели) Неосознаваемые мотивы (эмоции и личностные смыслы)
10 - отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. ЭМОЦИИ - отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ - другая форма проявления мотивов в сознании.
11 Цель деятельности Это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие.
12 Это заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре.
13 Принципы психологической теории деятельности: 1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности; 2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека; 3. Деятельность это активный, целенаправленный процесс; 4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер.
14 ОСОБЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОПЕРАЦИИ ДЕЙСТВИЯ ИЕРАРХИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15 Это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата.
16 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЯ Одновременно и акт поведения Выводит деятельность человека в предметный и социальный мир Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели Психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности противопоставляя его принципу реактивности
17 ДЕЙСТВИЕ МОТОРНЫЕ (двигательные) ИСПОЛНЕНИЕ ЦЕНРАЛЬНЫЕ (мыслительные) РЕГУЛИОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВКА В СРЕДЕ СЕНСОРНЫЕ (чувствительные) КОНТРОЛЬ
18 Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких частных действий. Действие бывает следующих видов: Действие бывает следующих видов: МОТОРНЫЕ (двигательные) ЦЕНРАЛЬНЫЕ (мыслительные) СЕНСОРНЫЕ (чувствительные)
19 Это более крупные единицы деятельности, чем действия.
20 Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. По существу, уровень операций это уровень автоматических действий и навыков.
21 Свойства операций Умения – это знание, которое понято учащимися и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности Навыки - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения
22 Умения – это знание, которое понято учащимися и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности Навыки - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения
23 Под в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.
24 Виды деятельности ИГРА УЧЕНИЕ ТРУД
25 Внешняя деятельность К внешней деятельности относится: физический труд, практическое преобразование вещественных предметов, выполнение сложнейших умственных действий, в то же время труд современного исследователя - деятельность специально познавательная. Так же сюда относится: труд, игра, учение.
26 ИГРА - это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. ИГРА - это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.
27 Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.
28 Существуют следующие типы игр Игры с правилами Ролевые Сюжетные Предметные Групповые Индивидуальные
29 Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников
30 УЧЕНИЕ выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
31 Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
32 ТРУД. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.
33 С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
34 Внутренняя деятельность Функции внутренней деятельности состоят прежде всего в том, что внутренние действия подготавливают внешние действия. Они помогают экономить человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Кроме этого, они дают возможность человеку избежать ошибок.
35 Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными причинами: Во-первых, внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, которая отличается от нее только формой протекания; Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической.
36 ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - это переход, в результате которого внешние по своей форме процессы взаимодействия с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания.
37 ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ - наружный, в процесс, в результате которого внутренняя психическая жизнь человека получает внешне выраженную форму своего существования.
38 Таким образом, мы можем сделать несколько выводов: Во-первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей ее развития целесообразно строить на принципах деятельностного подхода; Во-первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей ее развития целесообразно строить на принципах деятельностного подхода; Во-вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Во-вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.
39 ЛИТЕРАТУРА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999; Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. М.: ЧеРо, 1997; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -2-е изд. –М.: Политиздат, 1977; Выготский Л.С. собрание сочинений в 6-ти томах Т. 3: Проблемы развития психики / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1983; Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб.: Питер, 2001.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.